Ну вот вроде что-то сдвинулось в лучшую сторону в Датском королевстве: волгоградские кинотеатры похоже приняли на вооружение идею показывать российские фильмы-призёры разных фестивалей, причем начинать этот показ аккурат в один день со всей страной, то есть с момента выхода фильма в прокат. Пропустив в своё время «Возвращение» и «Своих», волгоградские кинотеатры берутся крутить уже второй фильм с регалиями. Первым был «Космос как предчувствие», который рискнул показать только «Киномакс». Теперь сразу два кинотеатра, уже упомянутый и «Киноплекс», демонстрируют публике «Бедных родственников» Павла Лунгина, победивших на «Кинотавре» этого года.
Да уж, вы меня извините, если «Бедные родственники» - это призёр кинофестиваля, то я Александр Македонский. Нет, конечно, фильм Павла Лунгина весёлый, временами смешной до колик, но не более того. Это коктейль из серии «смесь французского с нижегородским», который бодрит во время просмотра, но начинает выветриваться из головы по выходе из зрительного зала. Более того, «Бедные родственники», как мне показалось, это такое кино на экспорт (что характерно для Лунгина), недаром даже титры были даны билингвой – на русском и французском. Спрашивается, зачем российскому фильму титры на иностранном языке? Так господин Лунгин долгое время имел ПМЖ во Франции, на ту публику, похоже, и кино ориентировал. Вдобавок, после недавней премьеры на НТВ «Дела о «Мёртвых душах», снятых Павлом Лунгиным, при просмотре «Бедных родственников» мучают жестокие приступы дежа вю: Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Даниил Спиваковский и ещё несколько менее засвеченных актёров снялись и в одном и в другом фильме. Да, у Киры Муратовой тоже есть любимчики, переходящие из одной её картины в другую, но она не штампует картины с такой скоростью.
Главный герой «Бедных родственников» Эдик Летов (Эдуард Лимонов и Егор Летов дружно икнули), эдакая помесь Чичикова с Остапом Бендером, решает навариться на лоховатых иностранцах, которые уехали из СССР в детском возрасте, а теперь хотят найти своих родственников. Желание заказчика – закон, и Эдик быстренько и без проблем за несколько паршивых долларов организует в захолустном украинском городке псевдородственников, которых и должны увидеть и принять за своих приехавшие из заморского далёка денежные иностранцы.
Лично меня этот фильм оскорбил. Во-первых, за поддержание имиджа россиян как бедных родственников. Поправьте меня, если я не прав, но в заштатных городках люди живут небогато и в развитых странах. Во-вторых, за формирование образа россиян как людей, которые из-за бедности ради денег готовы на всё, даже представить своего родного отца-фронтовика как предателя родины. Боле того, увлёкшись, товарищ Лунгин совсем оторвался от реальности. Пример. Одинокая мамашка с принципами, живущая с сыном-подростком, соглашается за 70 долларов притвориться тётей приезжего заморского тинейджера и неделю его кормить-поить. 70 долларов, господин, Лунгин, по нынешнему курсу всего около двух тысяч рублей. Что же останется женщине, предавшей принципы, после недельного курса в роли радушной тётушки?
Можно, конечно, возразить: «Бедные родственники» - это ж комедия, здесь не надо цепляться за мелочи. Господа, эта комедия явно исполнена в экспортном варианте. Это только мы, в России, поймём, что Лунгин шутит, что прекрасный в роли вечно бухого и дикого Яши Сергей Гармаш не более чем гротеск. На Западе всё поймут буквально, для них мы до сих пор страна безбашенных алкоголиков, которых лучше держать на расстоянии. Самое обидное, что уже даже наши СМИ поддерживают подобный имидж. Ближайший пример. Читаю на днях в одном из киножурналов интервью российского журналиста с Микки Рурком, который говорит, что режиссёры считают его психом и алкоголиком. На что писака заявляет: «Да мы в России все такие». Вот, психи и алкоголики. Лунгин очень точно показал в своем фильме страх западного человека перед бухим и беспредельным русским Яшей, когда тот в припадке пьяного угара крушил всё вокруг – трясущийся иностранец забаррикадировался в комнате и в страхе кричал «Полиция!». Почему Лунгин решил, что он вправе издеваться над русскими (неважно, что действие происходит на Украине, мы все из одной страны, а уж для иностранцев просто неотличимы)?
Ко всему прочему фильм Лунгина достаточно гламурен. Представляете, захолустный городишко, где градообразующим предприятием был давно закрывшийся бетонный завод, живёт себе припеваючи, нужды не знает, начальство города разъезжает на «Чайке», а тут вдруг объявляется Эдик и с фразой «Хочешь хорошо заработать?» суёт кому двадцатку, кому десятку, и все начинают прогибаться. Чудеса! Нет, иногда, конечно, у Лунгина прорываются элементы нищеты: убогий алкаш-банщик, облезлая ванна, парикмахерская без окна. Но это всё так, фишечки, и выглядят они «типа русская экзотика». За границей тоже есть воя экзотика - облезлые замки в Великобритании стоимостью в сотни тысяч фунтов стерлингов.
Вот к кому почти нет претензий, так это к актёрам – они как по нотам разыграли сумасшедший лунгинский водевиль. Замечателен в роли прохиндея Константин Хабенский, мечущийся как загнанная рыба все полтора часа экранного времени (хотя вторая роль подряд в одном амплуа настораживает), просто выше всяких похвал сыграл Сергей Гармаш, чьё первое появление в виде «ушедшего во внутренний космос» алкаша – это просто гениально. На месте и все остальные. Претензии же есть две. Во-первых, к роли Каневского. Очень оригинально приглашать на роль еврея, приехавшего из Израиля, еврея, приехавшего из Израиля. И тем более давать ему деревянный образ солидного мена с принципами, где даже играть-то нечего. Во-вторых, к роли Даниила Спиваковского. Да, Даниил выглядит очень смешно с перебинтованной головой и в дурацкой шапочке, однако он полностью повторяет свою роль Бобчинского из сериала «Дело о «Мёртвых душах». Спрашивается, кому это нужно?
Ну и не преминул Лунгин лягнуть разные штампы и образы: здесь вам и дедушка, гоняющийся за родичами с бензопилой (а господин режиссёр вообще-то знает, сколько стоит бензопила?), и лестница из окна гостинцы, состоящая из связанных простынь, и суровый еврей с ружьём в гостиничном номере (где он взял двустволку-то в чужом городе?), закатывающий ноги прохиндея в цемент с целью утопить того в местной речке, и даже Хабенский в роли Буратино, повешенный местным монструозным градоначальником за шкирку на крючок – в общем, всё смешалось в доме лунгинском.
В целом, «Бедные родственники» - это комедия, которая, если не вдумываться в происходящее на экране, местами очень даже смешит.