Вот и подоспел наш ответ наглым американцам, которые, как сейчас считает мировая общественность, мистифицировали эту самую общественность съёмками якобы с лунной поверхности, когда Нил Армстронг гордо водрузил звездато-полосатое полотнище на Луне. Первые, говорите, ступили на спутник Земли? А вот фига вам — мы были первые, ещё в 1938 году запулив ракету с человеком на борту на Луну. Почему об этом никто ничего до сих пор не слышал? Связь с ракетой, как и потом сама ракета, пропала, проект пришлось засекретить, а материалы и людей уничтожить. Почти. В архивах НВКД\КГБ\ФСБ сохранились кое-какая информация об этом прорыве советской космонавтики, до которых и добрался екатеринбургский режиссёр Алексей Федорченко, снявший фильм «Первые на Луне».
На самом деле, в космос в 1938 году, конечно, никто не летал. Ну разве что во сне или в кино. Однако в нашем мифологическом государстве возможно было всё, так почему не вообразить себе полёт в конце тридцатых годов на Луну? Алексей Федорченко, кинодокументалист, работающий на знаменитой в советское время Свердловской киностудии, вообразил себе эту идею и сделал отличное игровое кино, которое по картинке строго выдержано в рамках документального.
Полёт на Луну волновал человечество задолго до его осуществления. Тот же Жюль Верн ещё в XIX веке заслал своих героев на спутник Земли, запустив ракету из гигантской пушки.
В тридцатые годы советское искусство было ближе к научным изысканиям, а потому фильм Василия Журавлёва «Космический рейс» консультировал сам Циолковский, самолично сделавший для картины 30 чертежей ракетоплана (кстати, кадры из этого смешнейшего на современный взгляд научно-фантастического фильма вошли в «Первых на Луне»).
В наше время, когда орда фантастических кинофильмов превратила космос в обыденное дело, мистификация в стиле ретро — это самый беспроигрышный вариант. Проблема может возникнуть только в исполнении. У Алексея Федорченко и съёмочной группы таких проблем не было — «Первые на Луне» смотрятся на одном дыхании и вызывают бурю восторгов, так как та часть фильма, что относится к якобы кинохронике, выполнена просто безупречно. К тому же несоответствие между тем, что происходит на экране, и тем, что могло быть на самом деле, вызывает дикий смех. Вот нам рассказывают, что за потенциальными летунами на Луну велась постоянная слежка. Не смешно? Так слежка велась при помощи киносъёмки, а выглядело это так: вот камера находится где-то спиной мороженщицы, снимая всех проходящих людей, среди которых Иван Харламов (один из кандидатов в космолётчики), вот Харламов заходит в свою узенькую комнатку, а камера его снимает откуда-то с потолка. Представляете, какая была тогда техника и сколько она производила шума? Отсмеявшись, тут же задаёшь себе этот вопрос. А у авторов уже готов ответ — зрителю демонстрируют новейшую бесшумную модель кинокамеры СК-29 (со всеми прилагающимися схемами и инструкциями), которую можно носить чекистам в чемодане. И так весь фильм. Все эпизоды а-ля кинохроника будто действительно взяты из архивов, а умелое добавление к ним настоящей кинохроники (только не из архивов НКВД, а из Красногорска), коей не более 4-5 процентов от общего метража фильма, лишь прибавляют достоверности. Что уж говорить, если сам режиссёр, когда пересматривает свою картину, уже некоторые моменты воспринимает как кинохронику. Красноармейцы на лошадях, летуны на центрифугах, чумазые рабочие, дикий кузнец-стахановец — всё будто привет из довоенного советского прошлого.
В «Первых на Луне» есть и другой пласт — современный. Якобы в наши дни режиссёр документального фильма о полёте на Луну ездит по стране и находит улики его реального осуществления. Тут и дедушка из архива, который бросает «Всё, что было, могло быть снято, а если снято — значит, оно было», и единственный оставшийся в живых участник проекта, рассказывающий о тех далёких годах, и постаревшие чекисты, и врачи из дурдома, где лечили вернувшегося с Луны Ивана Харламова, и поездка в Чили, где в 1938 году упал огненный шар, оказавшийся нашим кораблём. Особенно радует пожилая женщина якобы из какого-то подмосковного НИИ, которая вместе со студентами-энтузиастами создаёт уменьшенную копию той ракеты, что запустили в 1938 году. Ракета, конечно, взорвётся и никуда не полетит, однако сразу после этого покажут «архивную» запись из какого-то чилийского музея, на которой в летательном аппарате запечатлён Иван Харламов в скафандре, в полной тишине глядящий в вечность. Безумству храбрых поём мы песню. Кто сказал, что наши ракеты не летают, а наши люди не возвращаются? В мифе может быть всё.
Достоверности «Первым на Луне» придаёт ещё тот факт, что в фильме снялись никому не известные актёры (например, Ивана Харламова сыграл артист Челябинского драмтеатра Борис Власов). Из известных лиц разве что можно угадать режиссёра-документалиста Андрея Осипова, а также театрального человека до мозга костей Олега Лоевского, кстати, этим летом приезжавшего в Волгоград и не сказавшего в моей с ним беседе о фильме ни слова.
Алексей Федорченко никого не хотел мистифицировать — на это, по его же словам, у него просто не хватило денег (бюджет фильма был 1 миллион долларов, а для полноценной мистификации нужно минимум два). «Первые на Луне» — это отличная игра в мистификацию (что оценили на разных фестивалях — один приз Венецианского МКФ за лучший документальный (!) фильм дорогого стоит), где умело сочетаются наши представления о прошлом с реальностью. В конце концов, кто может со стопроцентной уверенностью утверждать, что в действительности наше государство не желало отправить советского человека на Луну?