Ну вот мы и дождались появления в наших кинотеатрах долгожданной (сроки проката переносились раз десять) картины Терри Гилльяма «Братья Гримм», рассказывающей безумную историю похождений знаменитых сказочников. Увы и ах, но новый фильм режиссёра не оправдывает ожиданий - это какая-то жуткая смесь «Таинственного леса», «Сонной лощины», «Братства волков» и последнего «Гарри Поттера».
Хорошо ли быть режиссёром, которому уже при жизни повесили ярлык «гениальный»? С одной стороны, приятно: все тебя знают, уважают и… ждут твоих новых гениальных работ. И вот здесь - во-вторых, которое оборачивается зрительским разочарованием, если твой новый фильм не дотягивает до уровня гениальности. Вдобавок продюсеры боятся иметь с тобой дело - чёрт его знает, что выкинет этот гений (у всех жива в памяти история с фильмом «Бразилия», из-за концовки которого студия-производитель и режиссёр долго-долго препирались). Что ж, творческий простой (последнюю большую картину Гилльям снял в 1998 году - это была «Страх и ненависть в Лас-Вегасе») не пошёл большому режиссёру на пользу: всё смешалось в его фильме - голливудские звёзды, сказки, любимые актёры, заимствования из других фильмов и прочая.
Итак, что мы имеем в новом фильме Гилльяма? Крупицу правды (братья Гримм действительно были братьями, звали их Якоб и Вильгельм и были они родом из Касселя) и море выдумки. Для затравки нам показывают, что братья промышляют истреблением ведьм. Для этих целей у них есть маленькая, но дружная команда, которая разыгрывает целый спектакль, в ходе чего братаны якобы истребляют нечисть, после по контракту забирают за работу бабло и едут чистить очередную деревню. Ну хорошо, здесь режиссёр весело обстебал многочисленные фильмы про «охотников за…», но потом-то, потом… А потом появляется любимый актёр Терри Гилльма (кажется, без него режиссёр просто не может работать) Джонотан Прайс, который изображает один в один злодея в собственном исполнении из прошлого фильма Гилльяма «Приключения барона Мюнхгаузена». Который с какого-то перепугу отправляет братьев Гримм разбираться с пропажей девочек в одной глухой немецкой деревушке. И после этого начинается мелодия из серии «По волнам моей памяти». Деревушка стоит на опушке леса, в котором обитает Зло. Оно имеет разные обличья: может снести тебе голову, может утащить вглубь корневой системы дерева, может порвать тебя ходячим вервольфом, а может обернуться сексапильной Моникой Беллуччи. И да - в красном в лес заходить нельзя. Все эти мотивы известных фильмов угадываются на раз, вот только непонятно, зачем Терри Гилльяму они понадобились? Ведь фантазия может быть безграничной, зачем паразитировать на уже известных образцах?
К тому же фильм изобилует чисто голливудскими глюками, по которым дальнейшие действия героев часто вступают в противоречие с прошлыми, но об это как бы забывается. Вот Зло похитило двенадцатую девочку. Все бегают, кричат: «О, это была последняя жертва, теперь всем конец». Но тут девочку спасают, после чего Зло вдруг похищает взрослую красавицу, которая уже несколько раз была в его власти. И все опять бегают и кричат: «О, она двенадцатая жертва, теперь всем конец». Голливуд, да и только!
Именно в этом нехорошем слове - Голливуд, и кроется главная проблема фильма «Братья Гримм». От Терри Гилльяма требовалось сделать красочный фильм с известными актёрами и хорошей концовкой, при этом сохранить своё лицо. Что режиссёр и сделал: чисто визуально фильм великолепен, сказочности - хоть отбавляй, да ещё и финал из серии «Добро без жертв победило зло». Все смеются и улыбаются, а вот вам и реверанс в сторону «доброй голливудской традиции» - ворона уносит в клюве осколок зеркала, в котором Зло ещё живет. Зачем это нужно? Ведь продолжение Гилльям никогда снимать не будет.
В общем, в заочной борьбе двух сказочников - Тима Бертона и Терри Гилльяма - «победила» боевая ничья. Оба сняли в целом смотрибельные фильмы, но оба - без искры. «Чарли и шоколадная фабрика» и «Братья Гримм» вряд ли займут почётное место в фильмографии двух великих режиссёров.