Что можно сказать сразу после просмотра «9 роты» - первого полноценного фильма Фёдора Бондарчука как режиссёра? Только то, что картину мы уже посмотрели в рекламных роликах – сам фильм лишь дополняет образ, сложившийся в головах у телезрителей, которым методично несколько месяцев вдалбливали, что «9 рота» - это круто.
Нет, «9 рота» действительно впечатляет. Ещё бы не впечатлял фильм, в топку которого было брошено 9 миллионов баксов, а по сюжету молодых и симпатичных героев почти всех убивают одного за другим. Однако остается множество «но». Если фильм снят по реальным событиям, почему эти реальные события всё время стремились стать ирреальными? Но обо всём по порядку.
Фёдор Бондарчук явно смотрел «Цельнометаллическую оболочку» Стэнли Кубрика, отчего сцены в учёбке он постарался насытить брутальностью, жестокостью и юмором. Получилась средне. Во-первых, просто нелепо смотрится в роли титора – прапорщика Дыгало Михаил Пореченков. 35-летний актёр с заметно выпирающим брюшком изображает бравого десантника – это нонсенс какой-то. А уж когда Пореченков-Дыгало рыдает среди поля маков оттого, что его опять не взяли на войну, это даже не смешно. Вообще, «9 рота» во многом смотрится нелепо именно из-за несоответствия актёров персонажам. Во-вторых, всё портит сентиментальность, когда бойцы, решившие отказаться от выполнения интернационального долга, в последний момент со слезами на глазах на плацу вдруг передумали и решили остаться. Извините, на дворе стоял 1988 год, в стране полным ходом шла перестройка, война в Афгане длилась уже 8 с лишним лет, в течение которых во все уголки страны приходили цинковые гробы с погибшими непонятно за что пацанами. Это в 1979 году, когда советские войска только вводились в Афганистан, можно было запарить молодёжи мозги, а накануне распада СССР пацан, который один у больной матери, добровольно отправляющийся на чужую войну, – это выглядит ура-патриотическим приёмом. Кстати, в «9 роте» куда-то совсем выпал этот принцип добровольности отправки в Афган – о нем режиссёр вспомнил, только когда понадобилось разыграть сентиментальную сцену. Вообще, мотивация молодых людей, добровольно отправляющихся на ненужную им войну, в фильме не раскрыта совершенно. Есть только экзотический пассаж с персонажем Джокондой, который объясняет своё желание участвовать в боевых действиях «красотой оружия, в котором нет ничего лишнего». Нормальный такой бред. Джоконда и дальше будет одним из самых бредовых персонажей – он, например, запросто сможет выйти за пределы блокпоста, чтобы получить пулю аккурат промеж глаз.
Что касается военной части фильма, то она снята в меру натуралистично и изобилует множеством необъяснимых глюков. Самый большой бред – это охрана 9-й ротой высоты, на которой они прикрывали колонну. Почему-то все бойцы, завидев наши танки и прочую технику, забыли обо всём и упоённо стали её рассматривать, а в это время злые моджахеды вдруг появились у наших солдат за спиной да ещё почему-то оказались на несколько метров выше десантников. Что за бред? Они там что, все в 9-й роте смертниками были, раз заняли позиции не на самом верху, а где-то между небом и землёй – где их можно великолепно обстрелять сверху, а они и сами понесут потери и колонну подставят. Таких глюков в фильме – хоть отбавляй. Вот прапорщик отдаёт приказание бойцу найти спички хоть из-под земли, так как ни у кого их нет. Что делает солдат? Идёт в кишлак (причём он снайпер, а в руках у него почему-то автомат Калашникова). После этого бравой кучкой во главе с комбатом наши воины идут искать отправившегося за спичками бойца, являя собой великолепную мишень – один выстрел из гранатомета и двадцать трупов.
Опять просто сражали наповал мужики хорошо так за тридцать, изображающие старослужащих. Особенно среди них выделялся Михаил Ефремов (41 год), исполнивший, вы не поверите, роль дембеля. Я понимаю, что Михаил дружен с Фёдором Бондарчуком, но нельзя же доводить всё до маразма.
Ну и конечно, не удержался режиссёр от полной драматизма концовки, когда он «убил» всех своих героев, оставив в живых только одного - кого-то же должен был обнять Андрей Краско в роли полковника, прилетевшего на место побоища. На самом деле, как явствует из слов полковника Валерия Востротина, командира 345-го отдельного парашютно-десантного полка, куда входила 9-я рота, из 39 человек, отразивших 12 атак обкурившихся духов, погибло шестеро и было ранено 12 человек, что говорит о высоком профессионализме наших десантников, сумевших не только выстоять в бою с превосходящими силами противника, находящегося под воздействием наркотиков, но и ещё понести минимальные потери. Так что не верьте слогану «Фильм основан на реальных событиях». Реальность здесь одна – Афган, где погибали наши мальчишки. Всё остальное – это личная война Федора Бондарчука, происходившая у него в голове.
Но не всё так плохо в фильме – тогда бы он не впечатлял. Замечательно сыграли молодые актёры – ещё жадные до успеха (они почти все где-то снимались, но широко известен лишь Алексей Чадов), практически живущие в кадре. Великолепны эпизоды с Алексеем Серебряковым и Александром Лыковым, в отличие от других «старослужащих» актёров адекватных своим персонажам. Радует глаз картинка в «9 роте» - белая с сепийными оттенками, временами доходящая до обесцвеченности. К тому же авторам удалась убедить зрителя в том, что он видит Афганистан, хотя съёмки в этой стране не проводились. В тему звучит музыка Дато Евгенидзе.
Мнение о фильме лучше всего выразили воины-афганцы, которые после фильма сказали: «Впечатляет, иногда похоже, но очень много неточностей». Так что не ждите от «9 роты» многого – не получилось ни драмы, ни экшена. Получилась неплохая зарисовка на заданную тему с крупнокалиберным бюджетом и неоправданным пиаром.