Фильм китайского режиссёра Цай Мин Ляня «Капризное облако» получил на последнем Берлинском кинофестивале три награды, среди которых приз ФИПРЕССИ с формулировкой «за отражение зацикленности современной культуры на порнографии». Именно эта оценка кинокритиков весьма точно характеризует данную картину.
Сказать, что «Капризное облако» шокирует неподготовленного зрителя, — не сказать ничего. Кто-то закрывает глаза во время просмотра, кто-то пулей вылетает из зала, обвинив на выходе хозяйку кинозала в её неправославности, кто-то, нервно досидев до конца, подходит всё к той же владелице «Альтернативы» и требует объяснений, выдвинув свою, не менее смешную, чем сам фильм, версию происходящего: «Это что, любовный треугольник?» Так что же так задело зрителей и вызвало непонятки?
С самого начала «Капризное облако» берёт высокую ноту необычности и откровенности. Сцена, где обнажённая женщина лежит с раздвинутыми ногами на постели, а между ног у неё находится половина арбуза, с мякотью которой и развлекается руками её любовник, вызовет бурю эмоций у кого угодно — уж точно такое вряд ли кто видел. Арбузное безумие в первые минуты — это вообще основная тема фильма. В Тайване, где происходит действие «Капризного облака», свирепствует засуха, отчего в ход как источник влаги идут арбузы — их употребляют везде, о них говорят по радио и телевидению, повсеместно проводятся арбузные конкурсы типа кто плюнет косточкой из арбуза дальше всех. И только огорошив всех арбузной темой, Цай Мин Лянь приступает к делу, причём делает это так задумчиво и созерцательно, что в конце у людей даже возникают вопросы «А про что кино?»
Фильм китайского режиссёра, конечно же, про любовь. Просто не про ту, какую мы привыкли видеть на экране. Девушка, непонятно чем живущая и собирающая пустые бутылки, чтобы наливать в них воруемую в официальных учреждениях воду, и молодой человек, зарабатывающий на жизнь съёмками в порнографии, проходящих в том же доме, где живёт девушка, встречаются, девушка задаёт ему короткий вопрос, на что получает ещё более короткий ответ (из их микродиалога мы узнаём, что они знакомы), после чего они всё время находятся в поле взаимного притяжения, но не говорят друг другу ни слова. Это отчасти напоминает «Пустой дом» Ким Ки Дука и дилогию Вонга Кар Вая «Любовное настроение» и «2046». Однако у Цай Мин Ляня совершенно другая эстетика — из серии «чем хуже, тем лучше». В отличие от своих коллег по режиссёрскому цеху, автор «Капризного облака» показывает телесный ужас плотских человеческих отношений: подробно, до омерзения выписанные сцены съёмок порнофильмов могут вызвать у особо чувствительных зрителей даже тошноту. Между тем сами герои продолжают безмолвно ходить по экрану, а об их чувствах и их развитии сообщают вставные музыкальные номера, которые только на первый взгляд могут показаться эдакими стебливыми интродукциями. Эти элементы мюзикла в «Капризном облаке» — чистое безумие. Вот молодой человек лезет купаться в резервуар с водой, и вдруг, на время музыкальной паузы, превращается в эдакого Ихтиандра, поющего о своём одиночестве, вот наряжённые словно для съёмок в китайском календаре девушки поют у подножия памятнику какому-то тайскому вождю, что полюбили его с первой встречи, и всё в таком духе. А ещё будет танец арбузных зонтиков, бегающий человек-пенис, танец с переодеванием, женщина-паук — всё это сумасшествие рассказывает любовную историю за самих героев, которые за весь фильм совершили лишь одну, конечно же безмолвную, попытку заняться любовью. Попытка заканчивается ничем — зацикленность на порнографии не проходит даром, и нормальные человеческие отношения уже становятся чем-то экстраординарным.
В конце фильма, словно для особо непонятливых (к коим, кстати, относился и я) Цай Мин Лянь выдаёт мощную сцену, некий апофигей, объясняющий всю силу чувств героев, причём, как и в жизни, режиссёр соединяет прекрасное и безобразное (хотя последнего несоизмеримо больше). Любовь в современном обществе грозит стать раритетом, чуть ли не извращением, к любви надо прорываться через горы мерзостей — кажется, именно это хотел сказать Цай Мин Линь. Именно поэтому у героев такая «долбанутая» любовь.
Если вы не любите «свинцовых мерзостей жизни», вам не стоит ходить на «Капризное облако», однако тогда вы не увидите, к примеру, как актриса изображает, будто она рожает гигантский арбуз, — никаких физиологических подробностей, зато очень смешно.
Любите хорошее кино!