Тему, однажды принёсшую хорошие деньги, в Голливуде буду терзать как стервятники — до полного обгладывания трупа смысла. В 1990-м году вышел отличный во всех смыслах фильм Джонатана Демми «Молчание ягнят». Последовавшие за ним сиквел «Ганнибал» Ридли Скотта (2001 год) и приквел «Красный дракон» Бретта Ратнера (2002 год), казалось бы, закрыли тему «ганнибализма» с обеих сторон. Но Голливуду хитрости не занимать, отчего уже в этом году вышел приквел к приквелу «Ганнибал: Восхождение» (Hannibal Rising), рассказывающий историю становления юного Ганнибала Лектера как каннибала.
В принципе, уже само понятие преприквел должно настроить зрителя на скептический лад — ну сколько можно мусолить одну и ту же тему? Однако то, что вычучил (другого глагола и не подберёшь) режиссёр картины «Ганнибал: Восхождение» Питер Веббер лично меня сильно удивило. Удивило уровнем бреда, до которого может низвергнуться голливудская сценарная мысль. И пусть автором сценария числится литературный папа Ганнибала Лектера Томас Харрис — сути дела это не меняет.
С первых кадров фильма задаётся просто немыслимый уровень уже традиционного голливудского маразма. Оказывается, доктор Лектер был родом из… Прибалтики. Из Литвы, если уж быть совсем точным. А что, нормальное такое прибалтийское имя — Ганнибал. Только надо было добавить «с» в конец слова, чтобы звучало совсем «правильно» — Ганнибалс. У него был сестра с самым чудным прибалтийским именем на свете. А звали её Миша. На этом месте уже начинаешь дико смеяться и, в принципе, смеёшься до конца фильма, так как картина изобилует постоянными допущениями и откровенными ляпами, превращаясь из триллера в натуральную комедию (вместе со мной во время просмотра дружно смеялось ползала). Папа у Ганнибалса был графом и имел родовой замок. Там же, в Литве.
А в 1944 году туда пришли русские. И ничего, что в реальности русские пришли туда пораньше, главное, чтобы в фильме они вовремя вырулили на танке (до этого проехав по лесу напролом с дулом вперёд) и устроили большой бада-бум: немецкий самолёт как врежется в Т-34, как всё это взорвётся с феерическим последствиями — всех людей (в том числе родителей Ганнибалса) разметало по окрестностям, а танк и самолёт, когда дым развеялся, оказались целёхоньки. В общем, песня да и только.
В принципе, у Питера Веббера была трудная задача: сделать так, чтобы в свете суперудачного «Молчания ягнят» и не очень удачных «Красного дракона» и особенно «Ганнибала» его фильм выглядел хотя бы не нелепо. На мой взгляд, у него это не получилось. Всё, что касается сюжета, отдаёт крайней степенью слабоумия авторов — такого нагромождения нелепостей не всегда встретишь даже в самом попкорновом фильме. Судите сами. Ганнибалс, после того как враги (такие карикатурные литовские убийцы-мародёры) на его глазах скушали его младшую сестрёнку, попал в советский детдом (портреты Сталина и сплошные символы с серпом и молотом, Ганнибалс даже шарится по детдому с серпом), откуда бежал и спокойно так дошёл до Франции, где у него, оказывается (сюрприз!), жил дядя, приказавший долго жить и оставивший после себя «тётю» — прекрасную японку с лицом китайской актрисы Гун Ли (да, той самой, кто уже вызвала на себя гнев Страны восходящего солнца за то, что исполнила роль японки в «Мемуарах гейши»). И всё в таком духе.
В конце концов от смыслового бреда просто устаёшь и начинаешь следить только за картинкой. А вот с этим у Веббера полный порядок: как был этот режиссёр перфекционистом (см. его фильм «Девушка с жемчужной серьгой»), так и остался. Он просто упивается картинами прошлого, нагружая кадр невероятным количеством деталей. Ретро-Франция (а действие фильма по больше части развивается именно там) выглядит очень уютно, глаз ласкают слегка замшелые снаружи и роскошные внутри дома, слух ублажают знакомые всем топонимы типа Фонтенбло, Бельвилль и т.п. Все персонажи одеты с иголочки — словно каждый вбегал на съёмочную площадку с персонального показа ретро-моды. Позаботился Веббер и о нервах особо впечатлительных зрителей — натуралистичных сцен а-ля «Ганнибал» (самая мерзейшая из них — когда герой Энтони Хопкинса вскрыл череп герою Рэя Лиотты, отрезал тому кусочек мозга и ему же и скормил, предварительно поджарив) нет в принципе: всё показывается лишь намёками и имитациями, хотя людям с особо тонкой нервной организацией и этого покажется немало, но ведь фильм изначально предполагает некую жёсткость.
Что касается генерального смысла фильма — отчего же Ганнибал стал людоедом, то здесь наблюдается полный разброд и шатание. Лично я для себя ответа так и не получил, более того, испытал немалое изумление от трактовки образа юного Лектера. По версии режиссёра, Ганнибал — это такой милый юноша, с улыбкой расчленяющий трупы обидчиков и убийц своей сестры и вершащий кровавую, но справедливую месть. Ага, примерно так: добро должно быть с тесаками.
Веббер, конечно, делает робкую попытку заклеймить своего персонажа, влагая в уста инспектора Попиля, ведущего расследование его дела, программную фразу: «Он не человек, он монстр», однако все те, кого умерщвляет юный людоед, показаны такими омерзительными, что у зрителя возникает чувство солидарности с Ганнибалом. Немалая заслуга в этом принадлежит Гаспару Улье, исполнившему роль каннибала в юности, чей модельный лик (девушки от него в восторге) навевает мысли о падшем ангеле, вынужденно творящем свою кровавую жатву. Улье выглядит, конечно, эффектно, однако играет без полутонов — как загорелся у него в начале фильма дьявольский блеск в глазах, так и горит до самого конца, хотя по идее нам должны были показать его образ в развитии.
Отсутствие полутонов — это вообще обычная для Голливуда практика. Здесь она явлена во всей красе: злодеи настолько плохие, что даже помыслить невозможно. Главарь шайки бандитов так вообще сущий монстр и лицом, и помыслами: мерзко смеётся, убивает и насилует и всё в таком духе. «Японская тётя» Ганнибала (прост жалко смотреть на хорошую китайскую актрису Гун Ли, снимавшуюся у Чена Кайге и Вонга Кар-вая, а сейчас изображающую голливудских японок) — прекрасна, загадочна и хрупка, но готова в любую минуту подставить своё изящное плечо своему кровавому племянничку. Сам Лектер — безупречен и неуязвим, хотя за фильм совершает такое количество промахов, что его должны были арестовать после первого же убийства.
Очень в тему относительно текущего момента в отношениях между Россией и Прибалтикой показаны «литовские чудовища», творящие во время войны по версии авторов фильма сущий беспредел. Я уже успел столкнуться с мнениями, что нам явлена «правда жизни» — судя по всему, явно идёт соотнесение эпизода из фильма с недавно принятым парламентом Эстонии законом «Об охране воинских захоронений», закладывающим основу для демонтажа памятников советским воинам. Не стоить однако забывать, что Голливуд ради красного словца из кого хочешь сделает монстра, да к тому же Литва — это не Эстония.
Улыбнул момент с мамой Ганнибалса — в актрисе, исполнившей эту роль, можно узнать Ингеборгу Дапкунайте. Правда, роль у неё из серии «Полторы реплики и эффектная смерть».
Фильм Питера Веббера «Ганнибал: Восхождение» — стандартная голливудская поделка из разряда «приквелов-сиквелов»: эмоций особых не вызывает, пугать не пугает, радует лишь эффектной картинкой.
Любите хорошее кино!