Сезон пародий на известные фильмы открыт: на днях в прокат выходит традиционный винегрет, чуть изменивший название на «Очень эпическое кино», а сейчас на волгоградских экранах демонстрируется комедийный боевик Леса Мэйфилда «Code Name: The Cleaner», который отечественные локализаторы перевели с присущим им чувством юмора как «Сюрприз», так как оригинальное название «Кодовое имя: Уборщик» показалось им чересчур длинным.
В 80-е годы жанр комедийного боевика благодаря стараниям весёлого парня Эдди Мерфи был чрезвычайно популярен. Не забывают его и поныне — очередным образчиком жанра как раз и является «Сюрприз». Большому толстому парню с чудным именем Седрик Энтертейнер (то бишь Седрик Развлекающий) явно захотелось повторить подвиг своего чернокожего брата Мерфи, отчего он не только выступил продюсером картины, но и исполнил заглавную роль. Получилось, на мой придирчивый взгляд, мягко говоря не смешно.
С самого начала «Сюрприз» начинает пародировать парочку известных фильмов — «Правдивую ложь» с Арнольдом Шварценеггером и «Помни» с Гаем Пирсом: главный герой, такой обаятельный толстячок в исполнении Седрика Энтертейнера, ничего не помнит, весь фильм вспоминает и считает себя спецагентом под прикрытием. На этом, собственно, и основываются все шутки. Смотреть на это, прямо скажем, не очень весело, ибо актёр упоённо кривляется перед камерой в худших традициях уже дважды упомянутого Эдди Мерфи: количество гэгов, кривлянья и прочей мерфизации действительности на минуту экранного времени превышает все допустимые нормы. Верю, что на съёмочной площадке было очень и очень весело (в финальной нарезке из не вошедших в фильм дублей — пародия на картины Джеки Чана — это видно хорошо), однако конечный результат развеселит разве что после изрядной дозы пива, выпитой в большой и смешливой компании. Единственное, что можно занести в плюс «Сюрпризу», так это то, что фильм не скатился-таки к туалетной комедии, чем занимается в последние годы всё тот же Эдди Мерфи. Хотя попытки туалетного юмора были: одна сцена с уборщиком, нагнувшимся и вопящим, чтобы ему вогнали в зад пистон (на самом деле он хочет, чтобы ему туда выстрелили), чего стоит. Но это было лишь эпизодически, так что в целом комедия в принципе не имеет особых ограничений по возрасту.
Видно понимая, что в одиночку Седрику фильм не вытащить, в помощь к нему были выписаны две прекрасных дамы. Первая, Николетт Шеридан, — это мощнейшая эротическая составляющая картины: декольте, короткие юбки, томные взгляды и сексуальный танец в розовом нижнем белье делают просмотр картины мужчинами более сносным (есть хоть на что посмотреть). Вторая, Люси Лью, была выписана для контраста: толстый постоянно глумящийся Седрик и серьёзная, лихо размахивающая ногами и пистолетом Люси должны были, по замыслу продюсеров, составить идеальную пару. Смотрятся они и в правду забавно, но не более того, ибо Седрик упорно копирует сами знаете кого, а Люси Лью опять играет своего клона из «Ангелов Чарли» (в «Сюрпризе» даже есть соответствующая шутка на этот счёт). А если при просмотре постоянно возникают ассоциации с уже виденным, то подобное дежа вю не идёт картине на пользу, ибо вторичность, если не третичность вряд ли вызывает живой интерес.
Если в комедийном и пародийном боевике имеются две сексапильных дамы в отличной физической форме, надо ждать их финальной схватки. Так оно и происходит: драка а-ля махач Холли Берри с Шэрон Стоун в «Женщине-кошке» наличествует, причём снята она как-то чересчур серьезно, что странно, учитывая характер увиденного ранее.
Наверное, авторы решили, что раз они снимают не просто комедию-пародию, но и ещё боевик, то должны быть и его элементы. Именно для этого и был призван Марк Дакаскос, который весь фильм ходит в костюмчике с иголочки и усиленно изображает богатого негодяя, а в конце вдруг забывает о приличиях и начинает драться с невесть откуда появившимися молодцами. Получилось, как всегда у Дакаскоса, эффектно, но так не по делу. Удивительно и то, что режиссёр фильма Лес Мэйфилд упустил такую отличную возможность, как показ боя Люси Лью с Марком Дакаскасом: они нанесли друг дружке по паре ударов и разбежались по разным противникам. А ведь это потенциально козырная сцена для фильма такого уровня.
Есть в «Сюрпризе» и некое подобие интриги: главный герой весь фильм мучается вопросом, кто он: мастер швабры и ведра или супершпион, размазывающий грязь по полу в неких сверхсекретных целях. Разматывание этой интриги достаточно интересно, главное, особо не вдумываться в смысл происходящего, ибо тогда возникает слишком много вопросов и пропадает даже минимальное очарование картины.
Фильм Леса Мэйфилда «Сюрприз» — это такая стерильная (без натурализма и всяких мерзостей) пародийная комедия с элементами боевика, достаточно лёгкая, чтобы мозг во время просмотра мог отдохнуть. Явных достоинств нет, но полным ужасом картину не назовёшь.
Любите хорошее кино!