«Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки» — строка из песни В. Бутусова, которая как нельзя лучше подходит для сериала «Такси», четвёртая часть которого вышла на наши экраны. Вы не поверите, но в ней ничего не изменилось по сравнению с прошлыми сериями.
Бестолковый французский аттракцион под названием «Такси», рождённый талантливым режиссёром Люком Бессоном, начал своё шествие по экранам мира почти десять лет назад — в 1998 году. Успех фильма про бешеного таксиста, его нелепого друга-полицейского и целую кучу дурацких персонажей, всё время попадающих в комичные неприятности, был так велик, что вскоре последовала вторая, а затем и третья часть. Как и полагается, фильм деградировал от серии к серии, и вот мы можем наблюдать абсолютно мертворождённое дитя под названием «Такси-4». Это совершенно беспринципный коммерческий продукт, тупо эксплуатирующий в четвёртый (!!!) раз одни и те же образы. И это неудивительно, ведь сменивший на посту режиссёра «Такси» Жерара Переса Жерар Кравчик никогда не отличался самостоятельностью мышления и делал то, что ему скажут. Дал концерн «Пежо» денег на съёмки фильма ещё раз, накропал Люк Бессон левой ногой очередной маразматичный сценарий и Кравчик взял под козырёк: «Будет сделано! Сниму и четвёртую часть». И сделал такое, за что ему и всей съёмочной группе должно быть стыдно до конца дней своих.
В «Такси-4» присутствуют абсолютно все персонажи из прошлых частей за исключением одного — Марион Котийар разумно решила, что уже выросла из коротких штанишек сериала и предпочла уйти из него и сняться в неплохом голливудском фильме «Хороший год». Таким образом Лили, подружки таксиста Даниэля, в «Такси» больше нет — о ней только идут разговоры. Видно, сильно расстроившись, ведь две любовные линии Эмильен-Петра и Даниэль-Лили шли всегда параллельно и давали пищу для множества комических ситуаций, авторы решили слегка подзабить на главных персонажах и вывести на первый план комиссар Жильбера. Получилось чудовищно, ибо к четвёртой серии комиссар марсельской полиции впал в крайнюю форму слабоумия, что это уже даже не смешно. Как говорится: «К доктору его, к доктору!». По человечески жаль Бернара Фарси, которому ради денег приходится уже который год изображать на весь мир клинического идиота, но это его личный выбор.
Даниэль и его такси (новенький «Пежо» 407-й модели) задвинуты в четвёртой серии чуть ли не на второй план, отчего само название «Такси» уже вызывает вопросы. Гонок во сне и наяву нет как класс, очередной показ трансформации машинки Даниэля, если честно, уже просто надоел, есть, правда, весёлый трюк с разворотом «Пежо» на 180 градусов на месте, но один фокус-покус на весь фильм, который, по идее, должен изобиловать всякими придумками, согласитесь, маловато, причём весьма.
Эмильен всё так же аутичен и страдает расстройствами зрения, Петра всё так же брутальна и агрессивно сексуальна, генерал вообще, похоже, впал в старческий маразм и возомнил себя шестилетним ребёнком. Если и изменились герои, то только в плане внешности: все артисты заметно постарели. Что ж, это нормальный физический процесс, вот только герои не меняют своей сути ни капли, хотя авторы фильма и старались адаптировать их возраст и даже одарили главных героев детьми. Помогло мало. Одно дело, когда Сами Насери изображает жизнерадостного юного таксиста-экстремала в 30 с хвостиком лет, и совсем другое, когда ему уже за сорок, а он всё ещё стараниями режиссёра изображает вечного пацана. Та же ситуация и с Фредериком Дифенталем. Тут уже актёрской трагедией попахивает.
Новинок в «Такси-4» мало. Во-первых, приглашённая звезда: было бы странно, если бы опять позвали Сильвестра Сталлоне, поэтому на этот раз отделались доморощенным звездецом — футболистом «Ливерпуля» и сборной Франции Джибрилем Сиссе, который вообще любит мелькать в кино в роли самого себя. Сиссе с видом законченного нарцисса минут десять поприсутствовал в кадре и, судя по всему, остался очень доволен. Во-вторых, в комиссариате появился новый сотрудник — эдакий растаман по имени Марли (очень смешно, блин), отчего теперь весь личный состав отдельно взятого полицейского участка французской полиции накуривается в служебном туалете. И в-третьих, новые злодеи. Как всегда это фрики с уходом в полную и безвозвратную комедийность.
А ещё в фильме поначалу много футбола, что тоже неудивительно, ведь фильм снимался в прошлом году, когда Французы чуть снова не стали чемпионами мира: тут вам и уже упомянутый Сиссе, едущий на «Такси» Даниэля на благотворительный матч на «Велодром» (домашний стадион футбольного клуба «Марсель»), и разговоры вокруг гипотетического перехода Джибриля из «Ливерпуля» в «Марсель», и короткие перебежки футболистов по полю, и даже дети главных героев играют в футбол. Однако футбольная тема закрывается резко: комиссар Жильбер кровожадно разрезает футбольный мяч, и про самый популярный вид спорта все тут же забывают.
В общем, любители гонок и трюков будут разочарованы, так как в фильме их практически нет, любители футбола будут раздражаться слишком грубой имитацией и насмешками над их любимой игрой, удовольствие получат только те из зрителей, кто обожает Сами Насери и Фредерика Дифенталя просто за то, что они появляются на экране.
Фильм Жерара Кравчика «Такси-4» — грубая поделка, паразитирующая на когда-то принёсшем лавры брэнде. На мой взгляд, худшая изо всех серий. И только коммерческий провал сможет остановить это шествие по экранам «таксичных» отходов, ибо снимать продолжения можно бесконечно: в фильме даже мелькнул на это намёк, когда Даниэль спросил у Эмильена, каким он видит будущее их детей. Я уже вижу, как постаревшие Насери и Дифенталь по-стариковски перемещаются в кадре, а парочка актёров нового поколения перенимает у них все ужимки. Упаси нас, Боже, от того, что негоже!
Любите хорошее кино!