главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Русский след в английской монархии

 
       
Автор: Александр Иванов, 13 марта 2007 г.
       

Фильм Стивена Фрирза «Королева»И снова в волгоградскую афишу забрёл фильм, не являющийся ярко выраженным коммерческим продуктом и обласканный просто морем призов. Речь идёт о картине замечательного английского режиссёра Стивена Фрирза «Королева» (The Queen), имеющей в своём активе 45 различных, в том числе и самых престижных, кинопремий и почти столько же номинаций и представляющей из себя реконструкцию событий десятилетней давности из жизни английских монархов.

Королева Великобритании Елизавета II давно уже превратилась для всего мира в некий застывший образ, функцию, исполняющую определённые ритуальные действия. Английский режиссёр Стивен Фрирз вместе со сценаристом Питером Морганом, актрисой Хелен Миррен и всей остальной честной компанией решились на беспрецедентный шаг — показать изнанку закрытой от посторонних глаз королевской жизни. И это при том, что события были взяты из совсем недавнего прошлого, а Елизавета Вторая живёт и здравствует и поныне! Уж не знаю, как там с исторической правдой, но удалось Фрирзу воплотить свою задачу на экране просто блестяще. Фильм, не имеющий экшна в принципе, смотрится на одном дыхании с первой и до последней минуты разными поколениями зрителей. В свете этого не удивительно, что «Королева» названа лучшим фильмом Великобритании прошлого года, номинировалась на премию «Оскар», а практически вся команда картины получила призы на различных кинофестивалях и кинофорумах.

Фильм Стивена Фрирза «Королева»Основных идей в фильме «Королева» две: во-первых, Стивен Фрирз хотел показать, что ничто человеческое Елизавете Второй не чуждо, а во-вторых, что монархия способна на гибкость и адекватное реагирование на стремительно изменяющуюся ситуацию в современном мире. Вокруг этих идей и строится безупречное повествование.

Действительно, раз королева Великобритании человек, то почему ей должно быть что-то чуждо? И в фильме Стивена Фрирза можно увидеть Елизавету Вторую в домашнем халатике, увидеть, как она «балуется плюшками», и даже услышать, как принц Филипп называет её «Моя капустка». Однако в подобном показе нет ни принижения человеческого достоинства королевской особы, ни заигрывания со зрителем: Фрирз нашёл тот единственный тон, когда смотришь за происходящим на экране и даже мысли посторонней не возникает — всё чётко, ясно и понятно, отчего складывается впечатление, что всё так и было.

В большей степени, нежели желание показать человеческие проявления королевы, Стивена Фрирза волнует способность старейшей в Европе монархической династии и её главного представителя на модернизацию. В этом, как мне показалось, режиссёр даже перегибает палку, достаточно навязчиво и наглядно противопоставляя современную жизнь и традиционность королевского уклада. В Букингемском дворце стоят сплошь старенькие телевизоры (такие даже в России не везде сыщешь) и дисковые телефоны, в том время как, к примеру, английский премьер-министр Тони Блэр смотрит современный телевизор и говорит по радиотелефону. И кажется, что когда Елизавета застревает на джипе посреди реки, будучи сама за рулём, никто ей не придёт на помощь по причине отсутствия сотового. Сотовый, конечно, имеется, и этой деталью режиссёр даёт понять: королева меняется вместе с миром.

Фильм Стивена Фрирза «Королева»Знаковым является эпизод с оленем: королева встречает красивое животное, наслаждается его благородством, а потом с горечью узнаёт, что оленя убил менеджер среднего звена. Такой вот незамысловатый символ уходящей в небытие монархии старого типа: благородной, но не приспособленной к современной жизни. Но главное, конечно, не в мелочах. В фильме отображены два громких для Великобритании события, случившиеся с интервалом в несколько месяцев в 1997 году: приход на пост премьер-министра лидера лейбористской партии Тони Блэра и гибель принцессы Дианы. На их фоне и происходит изменение отношения к миру со стороны Елизаветы Второй. Фильм, кстати, чётко делится на две части: первая, меньшая, посвящена знакомству королевы и нового премьер-министра, а вторая, большая, — это подневное воссоздание событий, связанных с трагической смертью бывшей жены принца Чарльза Дианы. И если с избранием Тони Блэра все более или менее понятно — молодой и бодрый премьер-министр хочет модернизировать жизнь Великобритании, то со смертью леди Ди (кстати, в фильме это имя принцессы Дианы не звучит ни разу) всё совсем непросто. В какой-то момент главной героиней фильма становится именно Диана (и это при том, что актрису на её роль не приглашали — только кинохроника и обсуждение смерти), звучит определение «народная принцесса», отчего вдруг кажется, что режиссёр названием своего фильма имел в виду именно принцессу Уэльскую, ставшую королевой после смерти. Но нет, истинной королевой во всех смыслах была, есть и остаётся именно Елизавета Вторая, смогшая с достоинством перешагнуть через оскорбление собственным народом и не потерять при этом лица. А пристальное внимание Фрирза к персоне Дианы Спенсер можно объяснить и её большим значением для Англии и остального мира, и данью памяти. Вот только парадная сторона жизни и смерти самой публичной персоны из английской королевской семьи и так достаточно известна, причины же, по которым Диана со скандалом развелась с принцем Чарльзом, режиссёр оставляет за скобками, а зря: если уж быть объективным, надо быть объективным во всём. А так мы имеем лишь полунамёк, про то, что Диана публичная и Диана семейная — это две большие разницы.

Фильм Стивена Фрирза «Королева»Конечно, говоря о «Королеве», в первую очередь стоит сказать об исполнительнице главной роли — замечательной актрисе Хелен Миррен, сумевшей перевоплотиться в Елизавету Вторую настолько, что даже тени сомнения возникает, что видишь на экране царственную старушку. Ни тени карикатурности или позёрства, стопроцентное попадание в образ. Недаром актриса получила «Оскар» за лучшую женскую роль первого плана, а также ещё воз и маленькую тележку других призов. Действительно, такую королеву Великобритании мы ещё не видели: привычный внешний вид и совершенно непривычные сомнения, слёзы и такое невероятное чувство собственного достоинства. И вдвойне приятно осознавать, что Хелен Миррен — фактически наша, русская. Её настоящее имя Елена Лидия Миронова (Миронофф на иностранный лад), она внучка русского дворянина из первой волны эмиграции, то есть голубая кровь у неё есть от рождения. Удивительно, но символ английской монархии воплотила на экране актриса с русскими корнями, которая когда-то снималась в фильмах, подобных «Калигуле» Тинто Брасса.

В целом актёрский состав подобран отлично, однако особо стоит отметить исполнившего роль Тони Блэра Майкла Шина, невероятно похожего на своего прототипа (просто какие-то братья-близнецы), и Алекса Дженнигса, здорово сыгравшего вечного лузера принца Чарльза, однако ни капли на него не похожего.

Что касается визуального ряда и саундтрека, то они на высочайшем уровне. Первый — это отличное сочетание кинохроники, стилизации под кинохронику и реконструкции событий 1997 года. Второй — это замечательная, идеально сочетающаяся с изображением музыка Александра Деспла, который получил приз кинокритиков Лос-Анджелеса (на его недавнем счету и «Золотой глобус» за «Разрисованную вуаль»).

Фильм Стивена Фрирза «Королева» — это стопроцентный британский продукт (хоть это и копродукция с Италией и Францией): безупречность и стиль гарантированы.Это как раз то самое кино, любить которое я и призываю каждый раз.

Любите такое кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация