Новая порция триквелов вышла на охоту за деньгами посетителей кинотеатров. С интервалом всего в неделю на российские экраны выходят третьи части известных кинофраншиз «Час пик» и «Обитель зла». О последней картине чуть позже, сейчас о фильме Бретта Ратнера «Час пик»-3 (Rush hour-3), в котором старые знакомцы полицейские Ли и Картер пытаются смешить зрителей круче, чем аналогичная парочка копов в «Розовой пантере».
Перманентному нашествию сиквелов, похоже, никогда не будет конца, так как вырабатывать золотоносную жилу голливудские старатели будут до потери пульса, пока брезжит хоть какая-то прибыль. Уже даже пенсионный возраст артистов фильмам действия становится не помеха. У Джеки Чана, конечно, до пенсионного возраста есть ещё время, отчего он смотрится на экране в роли экшн-персонажа не так глупо, как шестидесятилетний Сильвестр Сталлоне, однако возраст явно берёт своё: знаменитый китайский актёр, к чьим сумасшедшим прыжкам и трюкам мы привыкли за его долгую карьеру, заметно погрузнел, отчего бешеного урагана действия поклонникам талантов актёра лучше не ждать.
Более того, заметно, что Чан явно хочет перейти из амплуа каратеко-комического актёра только к комическим ролям — в третьей части «Часа пик» его инспектор Ли столь мало говорит, сколь мало и дерётся, пытаясь восполнять недостаток активных действий мимическими потугами. Не знаю, что у Джеки Чана из этого выйдет, так как его комизм был неразделим с настоящим цирком, который актёр устраивал каждый раз перед камерой. Захочет ли зритель смотреть, как бывший мастер восточных единоборств шутит шутки, только корча страшные рожи? Лично мне было совсем не смешно смотреть на стареющего Чана, похоже, чувствующего себя не в своей тарелке из-за невозможности совершать бесконечное число разудалых трюков. Однако люди смеются, и может, китайский артист на верном пути и ему не придётся выходить на пенсию.
Другой знакомый персонаж «Часа пик» — детектив Джеймс Картер в исполнении Криса Такера. Телевизионный актёр, на чьём счету в полном метре за последние десять лет только съёмки в этой франшизе, радостно кривляется, поёт и зажигает по-полной. Однако смотреть на это всё в третий раз становится, честно говоря, просто тошно.
Так как герои теперь уже мини-сериала остаются законсервированными, то главный интерес должны представлять сюжет и шутки. С первым у «Часа пик-3» — полный провал. У товарищей Джеффа Натансона и Росса Ламанны, участвовавших в сюжетостроении и первых двух частей, явный кризис сценарной мысли. Не будучи оригинальными, они решили устроить героям бон вояж — отправить их в Париж, который они должны увидеть и не умереть. Рекламным слоганом «Часа пик-3» стала фраза «Теперь они разнесут Париж». Действительно, герои исправно мечутся между всемирно известными французскими достопримечательностями типа Триумфальной арки, Елисейских полей, «Мулен Руж» и т.п., а главный символ Франции, Эйфелева башня, и вовсе стала площадкой для финальной схватки героев со злодеями. Но, как говорится, во время съёмок ни одна достопримечательность не пострадала, так что не ждите крутых спецэффектов ожидаемых при бюджете фильма в более чем 100 миллионов долларов.
Для особого глума противниками смешных копов сделали китайскую триаду, терроризирующую Париж и состоящую из японцев, сплошь говорящих только по-французски. Может, это и смешно, однако попахивает откровенной ахинеей. Особенно если учесть, что при написании сценария мозг был явно не задействован. По сути «Час пик-3» — это простейший квест, где героям надо дойти до определённой точки, найти там подсказку и идти дальше. Прописывать квест авторам было явно лень, а посему передвижения имеют минимальное количество смысла, нить которого теряется почти сразу после начала фильма.
Посему можно сделать вывод, что Бретт Ратнер и К делали ставку на шутки юмора. Их здесь много, пугающе много. Авторы попытались вместить максимальное количество юмора на каждый квадратный сантиметр экрана и, по-моему, достигли обратного эффекта — стало просто не смешно, так как ситкомами зритель уже наелся, а смотреть художественный фильм, снятый как комедия ситуаций, просто скучно. К тому же юмор явно отдавал туалетной комнатой — здесь вам и личный досмотр с заглядыванием в самые интересные места героев (слава богу, сам досмотр остался за кадром), и попадание копов в городской коллектор, и намёк на их гомосексуальность и тому подобное.
Особое место в юморе «Часа пик-3» занимают пародии, без которых, как я понимаю, не может нынче обойтись ни одна уважающая себя комедия. Здесь вам аллюзии и на «Правдивую ложь», и на «Танго и Кэш», и на «Такси». Просто бомбой мнил Бретт Ратнер сцену, пародирующую эпизод из «Игры смерти» с Брюсом Ли, в котором он бился с чернокожим баскетболистом Каримом Абдул-Джабаром. Режиссёр решил пригласить на роль гиганта китайского баскетболиста Яо Минга, дабы он покидал по съёмочной площадке чернокожего Криса Такера. Однако Яо Минг заупрямился и в пошлом аттракционе участвовать отказался, а потому перевёрнутая сцена (огромный китаец швыряет мелкого по сравнению с ним негра) хоть и получилась (есть же в Китае и другие гиганты), но вышла не такой звёздной.
На мой взгляд, в «Часе пик-3» была лишь одна удачная шутка — как всегда, американцы хорошо иронизируют над собой. В уста французского таксиста была вложена убойная фраза: «Ну да, мне ведь не понять, что это такое — быть американцем: носиться по улицам и стрелять из пистолета».
Не обошлось в фильме и без некого морализаторства: тот же таксист изначально отказался вести героев по той причине, что они американцы, выдав пафосную тираду, что американцев в Европе никто не любит.
Откровенное изумление вызывает появление в фильме двух заслуженных пенсионеров: актёра Макса фон Сюдова и режиссёра и актёра Романа Полански. Первый сыграл какого-то штампованного коррумпированного старца, а второй и вовсе французского полицейского. Полански, наверное, просто порадовался возможности появиться в американском фильме, так как въезд на территорию США ему запрещён из-за давнишней тёмной истории. Также в фильме забелился отличный японский актёр Хироюки Санада, сыгравший банального злодея. Власть денег сильна — затянет любого.
Ну и конечно же, не торопитесь покидать зал после окончания картины, так как на титрах вас ждёт традиционный для фильмов с участием Джеки Чана подбор комичных моментов, случившихся на съёмочной площадке и не вошедших в окончательный монтаж. По мне, так эти эпизоды самые смешные.
Фильм Бретта Ратнера «Час пик-3» — типичное продолжение кинофраншизы: ничего нового, те же герои похоже шутят шутки в нелепых и бессмысленных ситуациях с предсказуемым финалом. Строго для ценителей любого творчества Джеки Чана и Криса Такера.
Любите хорошее кино!