Закон Ларса фон Триера гласит: «Пункт 1. Ларс фон Триер всегда прав. Пункт 2. Если Ларс фон Триер не прав, смотри пункт 1». Если вы не согласны с этим законом, то вам не стоит смотреть продолжение «Догвилля» под таким же топонимическим названием «Мандерлей».
Как и следовало ожидать, великий манипулятор людских душ современного кинематографа Ларс фон Триер дал слабину. И это ещё самое лёгкое выражение. Его вторая часть антиамериканской трилогии — это самое занудное и скучное зрелище, которое можно себе представить. Тревожный звонок для датского потрясателя норм прозвучал ещё в «Танцующей в темноте», где его американоненавистнические взгляды сильно портили впечатление от фильма. Тем не менее, тогда тандем Бьорк и фон Триера породил шедевр, чего нельзя было сказать о «Догвилле», в котором датчанин отпустил на волю своих демонов. Эта первая часть трилогии стала той тонкой красной линией, за которой разверзалась пропасть. Либо фон Триер должен был заниматься искусством кинематографа, либо ваять очередной идейный телеспектакль. Увы, режиссёр выбрал второе и сильно подмочил себе репутацию. Конечно, искусство всегда пристрастно, однако когда тебе второй раз подряд в той же самой форме и используя те же самые приёмы долбят, какая плохая эта Америка, становится просто скучно и обидно за бесцельно проведённые в кинозале два с лишним часа времени.
«Мандерлей» — фильм о рабстве, как внешнем, так и внутреннем. Закон Мэм, который звучит в конце фильма, гласит, что американский негр — это всегда раб. Собственно, если бы он прозвучал в начале, можно было смело вставать и уходить из зала. А так приходится сидеть и пытаться разбираться в хитросплетениях выморочного сюжета, который фон Триер просто высасывает из пальца. Если «Догвилль» можно назвать талантливой разводкой, в которой режиссёр умело нажимает на кнопочки и ты волей-неволей реагируешь так, как он задумал, то «Мандерлей» эмоционально не трогает вовсе. Совершенно дебильный закадровый текст, должный объяснить всё происходящее в «Мандерлее», а заодно и, наверное, вызвать улыбку своей примитивностью, просто раздражает.
Сменившая яркую Николь Кидман в роли Грейс Брайс Даллас Ховард (дочка известного американского режиссёра Рона Ховарда, которая сыграла слепую девушку в «Таинственном лесе») со всей своей анемичностью просто рядом не стояла с австралийской актрисой. Те же самые нарисованные на полу декорации выглядят в «Мандерлее» нарочито. К тому же Ларс фон Триер изменил главному принципу разводки — все слагаемые должны составить сумму. В фильме же начало не соответствует финальному объяснению: на ферму Грейс и гангстеров её отца (тут тоже произошла замена — место Джеймса Каана занял Уиллем Дефо) завлекает испуганная негритянка, сообщающая, что одного из рабов собираются линчевать. В конце же фильма, когда звучит закон Мэм, выясняется, что публичные порки (а не линчевание) — это норма для Мандерлея, отчего негритянке совершенно незачем было выбегать в поисках помощи. Именно шитый белыми нитками сюжет девальвирует все усилия по манипуляции зрительским вниманием.
Что в «Мандерлее» безупречно, так это техническая сторона — кино Ларс фон Триер снимать не разучился. Та же, что и в «Догвилле», отличная стилизация под ретро, классная игра со светом, временами просто кажется, что сидишь в театральном зале и смотришь спектакль. Увы, но кроме технического совершенства Ларсу фон Триеру предъявить зрителю нечего.
Нельзя обойти стороной тот факт, как злостно показал режиссёр явление, именующееся в США «лихорадкой джунглей» (влечение белой женщины к чёрному мужчине). Грейс полфильма глючит на чернокожих атлетически сложенных самцов, у неё видения, где она в гареме, она подсматривает за моющимися мужчинами, а апофеозом является натуралистичная сцена, где самый мучачный негр со словами «Молчи, женщина» тащит Грейс в постель и жёстко использует её безвольное тело.
После выхода фильма на экраны Ларс фон Триер сделал заявление: «Я ожидаю, что мой фильм объединит ку-клукс-клан и цветных, потому что и те, и другие захотят после этого меня убить». Думается, после «Мандерлея» поговорить по душам с режиссёром хотели бы не только эти группы лиц, но и многие киноманы. Пора, наконец, ему закрыть американскую тему. Хотя трилогия состоит из трёх частей, и нас наверняка ожидает ещё один кинематографический ужас. Крепитесь.
Любите хорошее кино!