Попсовику-затейнику нашего кино Тиграну Кеосаяну («Бедная Саша», «Ландыш серебристый» и тому подобная белиберда), судя по всему, давно не давали спокойно спать лавры балканского чуда Эмира Кустурицы, который своими абсурдными смешными фильмами прославился на весь мир. Мучился-мучился Тигран Эдмонович да и снял фильм «Заяц над бездной», где попытался повторить подвиги Кустурицы.
Работать под кого-то — всегда неблагодарное дело. А уж работать под Кустурицу — вообще дохлый номер. Тем не менее, Тигран Кеосаян презрел все эти постулаты и сбацал нечто, что только и можно назвать «типа русской кустурицей». В фильме «Заяц над бездной» всё напоминает о творчестве балканского режиссёра: и цыгане, и абсурдность их существования, и даже музычка местами звучала а-ля Горан Брегович. В основе сюжета — байка о том, что в свой приезд в 1971 году в Молдавию генсек ЦК КПСС (как же давно не приходилось писать подобное сочетание!) Леонид Ильич Брежнев взял да и пропал. Собственно, весь фильм драгоценную пропажу ищут, а первое лицо СССР тем временем зажигается с цыганами, устраивая свадьбу бедного скрипача с дочкой цыганского барона. Основа богата для юмористических зарисовок, коими и полон «Заяц над бездной». Сейчас уже смотрится абсурдом всё советское: и летние шляпы, коими советские мужчины усеивали свои головы с жаркое время года, и 24-я «Волга» как символ достатка, и люди, с флажками стоящие вдоль дороги и приветствующие дорого гостя.
Тигран Кеосаян умело этим пользуется, стараясь вставить в кадр как можно больше совкизма, который, сдобренный абсурдными шутками, смотрится поначалу на ура. Молдавские массовики-затейники, прячущиеся по кустам, футбольная сборная Молдавии, переодетая в хоккеистов, так как Брежнев любил хоккей, Михаил Ефремов в высокой гуцульской шапке, оттопыривающей ему уши, — всё смешно. А потом вдруг появляется Богдан Ступка, которого, если бы не было понятно по сюжету, ни за что не примешь за товарища Брежнева. Где эти сросшиеся кустистые брови, где невнятная речь и прочие атрибуты творца эпохи застоя? Из всех анекдотических черт режиссёр оставил только его страсть к поцелуям — челомкается его Брежнев как настоящий. Леонид Ильич в исполнении замечательного актёра Богдана Ступки получился ну очень человечным, рассуждающим о своей усталости, невозможности любви, тиранстве цыганского барона, совершающий хорошие поступки. Смотрится это очень любопытно, и если бы Кеосаян не перегнул палку, быть бы «Зайцу над бездной» просто отличным фильмом. Однако режиссёр забыл известную аксиому «Ври-ври да не завирайся». Чем хорош Кустурица? При всей абсурдности все события в его фильмах могут иметь место на самом деле. А что получилось у Тиграна Кеосаяна? Мало того, что Брежнев невероятным образом сбежал ото всех на воздушном шаре (и даже не поранился при приземлении), так цыгане ещё для него в один день похитили английскую королеву Елизавету (которую он смешно называл Лизанькой). Это уже ни в какие ворота не лезет — мы ж не комикс смотрим. Абсурд, имеющий своей целью показать абсурд, так же не жизнеспособен, как искусство ради искусства.
Помимо Богдана Ступки в фильме солирует Владимир Ильин, несущий на себе главную юмористическую нагрузку фильма и справляющийся с ней на пять баллов. Его партийный бонза, выскакивающий из грязного уазика, весь чумазый, потный, с задравшимся рукавом и дикой рожей — это один из самых смешных моментов в фильме. Ильин ещё и удивил отличной спортивной подготовкой, никак не вяжущейся с его внешним видом усталого колобка, любящего крепко заложить за воротник: Владимир легко вскочил на роликовые коньки и лихо прокатился по катку с клюшкой. Браво!
В целом фильм очень милый, местами лубочный, без злых шуток и пошлостей — настоящая комедия для семейного просмотра.
Любите хорошее кино!