Вслед за «Сволочами» Александра Атанесяна, рассказывающими о якобы неизвестном эпизоде Великой Отечественной войны, вышел фильм молодого питерского режиссёра Артёма Антонова «Полумгла», в котором тоже описываются события военных лет, в советское время даже немыслимые на экране.
Сюжетная канва «Полумглы» заключается в том, что группу пленных немцев под командованием молоденького лейтенанта Красной армии отправляют в глухую тайгу строить вышку для радиомаяка. Тема немецких военнопленных как-то до последнего времени была обойдена кинематографистами, а уж она явно не менее актуальна, чем рассказ о штрафбатах. Действительно, ведь военнопленных были многие и многие тысячи, тот же наш город восстанавливали в том числе многочисленные немцы (в построенных ими домах до сих пор живут люди). А как они жили в СССР, какое к ним было отношение, как с ними обращались и какова была их судьба — знают ныне лишь историки.
Помню, как моя бабушка (после Сталинградской победы ей было 16 лет) рассказывала, что она с родителями жила в полуразрушенном доме, в котором обитали и занятые на восстановлении города пленные немцы. Больше всего ей почему-то запомнилась даже не игра на губной гармошке, а запах их душистого мыла, неведомого в то время для простых советских людей. И ведь это только микроскопический эпизод, сколько сюжетов можно отыскать! Один из них и придумали сценаристы И. Болгарин и В.Смирнов (на их счету многосерийная «Дума о Ковпаке»), а Артём Антонов взялся экранизировать.
Фильм «Полумгла» — это очень идейное кино, и в этом оно сильно сближается с советскими образцами кинематографа на военную тематику, где всё было без полутонов. Немцы в фильме Антонова — все сплошь отличные ребята, будто бы и не убившие до этого людей, а потому не понимающие, почему к ним плохо относятся. Младший лейтенант, прямо по песне, мальчик молодой, непонятно как отвоевавший несколько страшных лет, отразившихся на нём лишь хромотой и неврастенией, но не взрослением. Население Полумглы (название фильма — это название забытой Богом северной деревушки) от понятной неприязни вдруг проникается очень быстрой любовью к пленным немцам. И всё в таком духе.
И тем не менее «Полумгла» впечатляет. Почему? Да потому что режиссёр Артём Антонов талантливый и, несмотря на некую однобокость, замечательно показывает человеческие отношения, для которых нет национальностей. Для дебюта в полнометражном кино — это очень даже хорошо. Кстати, мы могли «Полумглу» и не увидеть, так как из-за инициированного сценаристами фильма Болгариным и Смирновым скандала картине Артёма Антонова долго не выдавали прокатное удостоверение, так как режиссёр переосмыслил сценарий и придал ему глубины, изменив концовку. Именно финал фильма (на самом деле очень ожидаемый для тех, кто внимательно следил за сюжетом) и производит сильнейшее впечатление, после которого несколько минут молча смотришь титры и слушаешь печальную музыку.
Помимо «неожиданной» развязки «Полумгла» имеет и настоящий сюрприз. Если бы я не знал, что в фильме множество компьютерной графики, я бы ни за что не догадался о её наличии. Вот все говорят, что наши по уровню этой самой графики пока не догнали Голливуд. А вот покажи американцу фильм «Полумгла» и спроси его, где здесь визуальные эффекты, тот только разведёт руками — мол, нет их тут. Однако ж есть. Просто они сделаны на таком высоком уровне, что их не замечаешь.
Когда будете смотреть фильм, знайте, что деревушки Полумгла на самом деле не существовало — было построено лишь четыре дома да пара амбаров, а все остальные строения по фотографиям и описаниям поселений Архангельской области смоделировала на компьютере фирма «Сварог-фильм». Как я ни всматривался, так мне и не удалось понять, какие дома настоящие, а какие нет, лишь однажды мне показалось, что дымок из одной трубы не вьётся, а неподвижно висит. Так что разговоры о том, что нам до Голливуда далеко, теперь однозначно беспочвенны, ведь это высший пилотаж — сделать так, что никто не отличит компьютерной графики от реальности. Кстати, недавно я разговаривал с одним американцем, пишущим диссертацию о кино, который восторгался нашими фильмами «Турецкий гамбит» и «Ночной дозор», говоря, что с графикой там полный порядок.
Фильм «Полумгла» — это совсем не блокбастер, он не соберёт хорошую кассу (в день премьеры 23 февраля на вечернем сеансе в зале сидело лишь пять человек), однако он затрагивает чувства, заставляет задуматься о ценности человеческой жизни. Если вас это не пугает, то он точно для вас
Любите хорошее кино!