Вим Вендерс давно и заслуженно находится в статусе культового режиссёра, обеспечив себе такое положение своими прошлыми фильмами. Однако в последние годы немецкий режиссёр не радовал своих поклонников и даже актёров, с ним работающих — снявшийся в «Отеле «Миллион долларов» Мел Гибсон отозвался о картине не очень цензурно. И вот Вим Вендерс снял очередной фильм — «Входите без стука», вызвавший неоднозначную реакцию — публика в Канне аплодировала стоя, а жюри полностью проигнорировало новую работу стареющего мэтра. Фильм можно посмотреть в кинозале «Альтернатива».
У Бориса Пастернака есть такие строчки в стихотворении о женщине: «А ты прекрасна без извилин». Вим Вендерс снял прекрасный фильм без извилин — в нём всё просто как три копейки. Судите сами. Есть стареющий мачо — известный актёр вестернов (его отлично сыграл автор сценария фильма Сэм Шепард), которого вдруг тыркнуло: «А чего это я тут вообще делаю? Мне 60 лет, меня никто не любит, и всё идёт по кругу — выпивка, бабы, скандалы». После этого мачо решает бросить всё и уехать в американский Урюпинск, где его старушка мать сообщает ему о существовании сына — маме тридцать лет назад позвонила одна из многочисленных любовниц сына и сообщила, что ждёт ребёнка. После этого мачо опять срывается с места и едет искать отпрыска, полфильма пытаясь наладить контакт с ним и своей мимолётной подружкой.
Почему Вендерс на пару с Сэмом Шэпардом соорудили фильм на подобную тему, это понятно: мало того, что они успешно посотрудничали больше двадцати лет назад в картине «Париж, Техас», так Вим с Сэмом сами уже достигли того возраста, когда впору задумываться о вечном. Другой вопрос, почему тема была так проиллюстрирована. Ну хорошо, допустить существование стареющего мачо, который 30 лет не звонил маме, не задумывался о возможных детях и вообще ни о чём не задумывался, ещё можно. Но с какого перепугу его сынок (который знал, что его папа какой-то там актёр) после встречи с отцом начинает выбрасывать мебель из окна? Почему мачо-шалун, толком и не вспомнив свою мимолётную подружку, вдруг предлагает ей идти за него замуж? И тому подобное. Неспешное течение фильма, снятого в фирменном стиле Вендерса, так и спотыкается о подобные смысловые кочки. А тут ещё появляется девушка с урной в руках — она дочь этого мачо, а в урне прах её матери. К чести Вендерса, действие он не запутывает — всё так же неспешно течёт фильм, всё так же герой вестернов по большей части наблюдает за жизнью, а не участвует в ней. Будет в фильме и некое напряжение в концовке, но такое же вяловатое, как и всё до этого. Сюжет и смысловая нагрузка — вообще не самые сильные стороны фильма. Чтобы понять, как плохо жить без любящих тебя людей, не надо смотреть кино. Как и его снимать.
Вот что действительно радует в «Входите без стука», так это картинка — она просто безупречна. Американцам уже давно надо поставить памятник Вендерсу — с такой любвью показать провинциальную Америку не каждый штатовский режиссёр сможет. Все эти вагончики, забегаловки, старые автомобили, сверкающие вывески и т.п. так и дышат спокойствием и достатком, туда просто хочется попасть.
Отдельного упоминания заслуживает персонаж, который и в фильме стоит особняком. Это герой Тима Рота. Замечательный актёр Тим Рот. Вот только лично я после фильмов Тарантино и «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» так и не могу воспринимать его в серьёзных ролях — всё кажется, что вот сейчас великолепный Тим сбросит эту маску серьёзности и выдаст фирменное кривлянье, помноженное на дёрганье. Но это личное, никоим образом не относящееся к игре Тима Рота. В новом фильме Вендерса он играет эдакого агента Смита — безупречного детектива в чёрных очёчках из страховой компании, который должен найти и вернуть на съёмочную площадку сбежавшего актёра. Его персонаж вносит интригу в скудный на действие сюжет и является неким alter ego главного героя — и актёр, и детектив ужасно одиноки, только идут они по жизни разными дорогами.
В целом фильм Вима Вендерса «Входите без стука» — это визионерская попытка зафиксировать метания стареющего мужчины, всю жизнь проведшего в развлечениях. Получилось наглядно и как-то необязательно — в том смысле, что фильм с подобным сюжетом и смыслом мог бы снять и ремесленник от кинематографа. Тогда почему Вим Вендерс считается гением? Или считался? Только время сможет ответить на этот вопрос.
Любите хорошее кино!