Вот наконец наши киношники добрались и до темы спасения мира. Встречайте: наш Брюс Уиллис и Джон Рембо в одном флаконе Владимир Машков предотвращает вселенскую катастрофу в фильме «Охота на пиранью», мощно рекламировавшемся последние недели.
В своём стремлении догнать и перегнать Голливуд наши кинодеятели, похоже, начинают перегибать палку. Вот, спрашивается, почему так во всём мире популярны американские фильмы? Лучшие из них сняты очень зрелищно, но на полном серьёзе. А вот чем занимается наш коммерческий кинематограф? Производит кино а-ля Голливуд, но почему-то постоянно пытается стебаться над жанром «экшн». И даже когда не пытается, всё равно получается стёб. В последнем случае яркий пример — «Мужской сезон», в первом — рассматриваемый фильм «Охота на пиранью».
Андрей Кавун, снявший этот «жестяной» боевик, конечно, знатный режиссёр современности — на его счету ведь удачный сериал «Курсанты» (о всеобщей сериализации страны даже говорить не хочется). А Александр Бушков, автор творения под названием «Охота на пиранью», по которому и снят фильм, конечно, знатный писатель современности. Но шуточки в сторону.
Что представляет из себя «Охота на пиранью»? Это чудовищная смесь из разных фильмов, в которой главные роли отведены Владимиру Машкову и Евгению Миронову, причём первый играет привычно крутого парня, а второй исполняет роль карикатурного злодея-альбиноса. Но о Миронове ниже.
Начало фильма — это советская «Обитель зла»: в тысяча девятьсот семьдесят каком-то году в химической лаборатории происходит утечка опасного вещества (причём происходит очень весело — мужик в защитном костюме почему-то танцует рядом со смертельно опасной жидкостью), вследствие чего происходит затопление помещений. Дальше — тот же «Мужской сезон»: через 30 лет в крутом правительственном учреждении (где девушки почему-то ходят с расстёгнутыми блузками, отчего видно их нижнее бельё) крутые мужики обсуждают проблему затопленной лаборатории и посылают её взорвать самого крутого из них. Это, ясный пень, Владимир Машков. Артист, судя по всему, специально подкачался к съёмкам «Охоты» и находится в великолепной форме, отчего его крутизна смотрится до определённого момента весьма органично. Затем идёт стандартный показ стандартного злодея Прохора (смотри любой голливудский фильм) — Евгений Миронов с обесцвеченными волосами упражняется в размахивании саблей. А после этого начинаются настоящие чудеса. Авторы беззастенчиво скрещивают фильмы «Бегущий человек», «Рембо» и «Загнанный», отягощая их доморощенной и ну очень дикой находкой: в тайге якобы проживают старообрядцы, которые частично сохранили быт позапрошлого века. Правда, их создатели охоты увидели очень своеобразно: старообрядцы, по их версии, это один мужик с бородой, типа духовный лидер, и куча мужиков в белогвардейской форме плюс бабы и ребятня в домотканых одеждах. Сюр, в общем, крепкий.
В концовке фильма режиссёр переключился на отечественные картины: схватка Машкова со злодеями — это одновременно пародия на «Брата», «Америкэн бой» (такое впечатление, что этот ужас эпохи перестройки Кавун просто процитировал) и на несчастную «Матрицу». Полковник Мазур (это так героя Машкова в фильме зовут) в старом длинном кожаном плаще идёт по какому-то заброшенному заводу, где без остановки мочит врагов из их же оружия и пинает их с особой жёсткостью, напевая при этом «Капитан, капитан, улыбнитесь». И вот здесь становится уже совсем смешно. Если две трети фильма «Охоту» можно было смотреть как отечественную попытку снять лихой боевик, то после подвигов Машкова начинаешь понимать, что режиссёру стало скучно снимать серьёзное кино о спасении мира и он стал откровенно стебаться над жанром. И вот это странно и удивительно. Ну кто мешает снимать иронический боевик? Или удачно шутить, не выходя за рамки жанра? Ведь очень в тему герой Машкова прикалывается: «Ужин никто не отменял. А потом ещё мир спасать надо». Нет, этого почему-то мало, надо всё довести до абсурда, а потом сидеть и радоваться: «Ну мы же несерьёзное кино снимали, чё, и пошутить нельзя?». Пошутить-то можно, вот только когда звучит драматическая музыка и хорошие артисты Машков и Миронов изображают нечеловеческие муки — это не смешно, от этого плакать хочется.
Роль Евгения Миронова — это отдельный разговор. Ну устал, похоже, замечательный артист от заумных ролей, не всё же князя Мышкина играть? Хочется попробовать себя в другом амплуа. Первый опыт Евгения пришёлся на фильм-плагиат Егора Кончаловского «Побег», теперь ещё один ужас. Белобрысый Миронов — это конечно, выглядит непривычно, но вот маска злодея ему явно не идёт, и когда он с окровавленным лицом кровавыми руками вытаскивает из себя штырь и кричит: «Мне не больно, меня нельзя убить», это очень, очень чёрный юмор. Беда только в том, что «Охота на пиранью» проходит под рубрикой «боевик», а не «комедия», и Евгений Миронов, изображающий вселенского злодея, — это очень грустно.
«Охота на пиранью» — это вообще чудесный фильм, полный необъяснимых моментов. Авторы, как это и полагается в Голливуде, страдают амнезией. Вот герои после чудовищного взрыва (не станем спрашивать, как они выжили) оказываются в плену у врага, на них лишь порванные костюмы для подводного плавания. Однако когда на них начинается охота, они уже одеты в свою одежду и обувь. Враги, похоже, оказались добры настолько, что спасли все вещички пленников и выдали их обратно. Чудесен и диалог главного злодея и главного положительного героя: во время галантной вечерней беседы, когда полковник Мазур, избитый и окровавленный, находится в колодках, они цитируют Ницше, Гёте, Пушкина. Наши герои и злодеи — они такие, они особенные.
А ещё из фильма в фильм кочуют так называемые московские глюки: ну не знают московские товарищи провинциальную жизнь, спросить, видно, стесняются по природной застенчивости, вот и появляются у них замечательные ляпы. Вот сколько, по вашему, может стоить две порции шашлыка и кофе в провинциальной забегаловке? В «Охоте» это 354 рубля. Если учесть, что та тёмная бурда, что наливают героям, к кофе имеет далёкое отношение и стоить может рублей 15, то две порции шашлыка выходят в 330 рублей. Для справки. В «Русском пирожке», что находится рядом с вокзалом и цены там не самые низкие в Волгограде, 100 граммов шашлыка стоят 35 рублей, то есть по нашим ценам герои накупили килограмм мяса, хотя их порции были весьма и весьма небольшие.
Или ещё чудный кадр. Герои идут по страшному провинциальному городку, где бухие мужики валяются рядом с играющими детьми, и видят ещё одного дикого мужика, который выходит из дома с бензопилой. Не удивляет? Так у него бензопила новая и производства фирмы «Хускварна». Откуда ж в такой дичи такие достижения техники?
В общем, «Охота на пиранью» — яркое, непонятное зрелище с кучей известных актёров и предсказуемой концовкой, рядящееся в одежды боевика. Не похвальная попытка закосить под крутой голливудский боевик.
Любите хорошее кино!