Наконец-то до России дошёл фильм «Антитела», который должен был выйти в российский прокат ещё в прошлом году, но так и не вышел. Картина дебютанта Кристиана Альварта представляет собой эдакий немецкий ответ «Молчанию ягнят».
Фильмы, подобные «Антителам», вызывают по большей части приятные впечатления: во-первых, они достаточно интересны, а во-вторых, с облегчением вздыхаешь — не только российский кинематограф подражает американскому, но и европейский, в частности немецкий.
По структуре «Антитела» — это то же «Молчание ягнят». Полиция ловит злого маньяка, долгое время убивавшего детей, а потом начинается своеобразный поединок деревенского полицейского и этого маньяка, в ходе которого надо выяснить, нет ли на свободе ещё одного маньяка. Именно в своеобразии этой дуэли и кроется та притягательность, заставившая критиков превозносить «Антитела», ставить его выше «Молчания ягнят», а Роберта Де Ниро пригласить фильм на кинофестиваль имени самого себя. На самом деле «Антитела» однозначно слабее блестящего фильма про Ганнибала Лектера: в более чем двухчасовой ленте практически нет напряжения (с учётом, что Альварт далеко не Тарковский, его картина становится серьёзным испытанием зрительского терпения), всё снято предельно примитивно (больше половины ленты неспешно проходит в пасторальных пейзажах немецкой глубинки), а психологизм если и есть, то предельно размазан по сюжету. Плюс добавьте к этому нереальное обилие библейских цитат, которые, кажется, режиссёр вставлял по принципу человека, не владеющего орфографией: лучше поставить больше запятых, чем меньше, чтобы все правильные были на месте.
Так чем же фильм привлёк специалистов? Другим ходом поединка маньяка и полицейского. Если в «Молчании ягнят» агент ФБР Кларисса Старлинг и каннибал Лектер совместно вычисляли психопатологическую личность маньяка, то здесь маньяк за решёткой становится тем катализатором, от которого происходят изменения в личности полицейского, отчего он сам чуть не становится маньяком. Согласитесь, действительно принципиально иное развитие событий. Если бы к этому ещё добавить блестящую режиссуру (актёрский ансамбль как раз подобран замечательно, а уж маньяк в исполнении Андре Хайнеке — это несомненная удача «Антител»), быть бы фильму Кристиана Альварта жемчужиной жанра, наподобие уже не раз упомянутого «Молчания ягнят». Однако чего нет, того нет. Фильм развивается очень путано, сюжет постоянно провисает, глядя на лицо Вотана Вильке Мёринга (очень, кстати, похожего на Дэвида Тьюлиса, местами он — просто копия английского актёра), играющего деревенского детектива, понимаешь, что всё у этого парня будет хорошо, интрига умирает раньше середины картины (режиссёр что-то там напортачил с уликами, после появления которых всё дальнейшее не имеет смысла) и т.д. Вообще в той части, где с маньяком общается полицейский, «Антитела» выглядят форменной пародией на фильм с Джоди Фостер и Энтони Хопкинсом: убивец также выдвигает требования (только выглядят они карикатурно — альбом для рисования и карандаши), также лезет в душу к представителю закона (только у Альварта это доведено до абсурда — маньяк упорно будет спрашивать полицейского, что он думает, «когда трахает свою жену», пока не получит ответ: «Я думаю, это любовь») и всё в таком духе.
Кстати, возникает вопрос и к названию фильма: причём здесь антитела? Антитела — это белки глобулиновой фракции сыворотки крови, которые борются с антигенами. Если антигены — это Зло, а антитела — это Добро, то непонятно, где это Добро спряталось, потому что те исходные условия, которые нам даются (полицейский отвратительно относится к сыну, а жена бросает фразу: «Может, пускай он опять не будет есть с нами»), уже не особо предполагают антитезы Зла. Да и к тому же в ходе фильма тоже не особо понятно, почему деревенский коп должен склониться к Добру.
В общем, если расценивать «Антитела» как дебют, то фильм очень даже ничего, но если оценивать картину Кристиана Альварта по большому счёту, то это лишь попытка снять хорошее кино. Хочется надеяться, что у этого безусловно талантливого немецкого режиссёра всё ещё впереди.
Любите хорошее кино!