Российский коммерческий кинематограф с маниакальным упорством штурмует голливудские высоты. И каждый раз наступает на одни и те же грабли: сделанный по западным лекалам фильм будет всё время на что-то похож, а посему явится вторичным явлением, кого на главные роли ни зови. Широко разрекламированный «Код Апокалипсиса» явился именно тем, чем и ожидался — громким пшиком с немереными амбициями.
Понятно, хочется, как у Америки, понятно, что технически в России уже могут многие вещи, однако культуры качественного боевика у нас пока как не было, так и нет. Призванный забацать многомиллионный проект Вадим Шмелёв уже отметился таким «шедевром» а-ля Голливуд «Обратный отсчёт». Не мудрствуя лукаво, вместе с всё тем же сценаристом Денисом Карышевым режиссёр слепил «Код Апокалипсиса» из обрывков голливудских фильмов и прочих продуктов человеческой мысли. В самом начале фильм напоминает компьютерную игру Counter Strike, затем идёт что-то похожее на «Пиратов ХХ века», потом — на «Идентификацию Борна», после — откровенно сворованная из «Лары Крофт-2» сцена прыжка героини с парашютом с небоскрёба, и всё время где-то рядом «реет» сериал про Джеймса Бонда, то есть ощущение уже виденного преследует зрителя с первого и до последнего кадра.
Сюжет у «Кода Апокалипсиса» даже бредовее, чем у «Крепкого орешка-4»: некий могущественный террорист похитил с затонувшей американской атомной подводной лодки (!!!) 4 ядерных боезаряда, сныкал их в четырёх крупнейших городах мира (и в Москве, конечно), а код для их активации разделил на 3 части и раздал ближайшим союзникам, разбросанным по всему миру. А полковник ФСБ Даша в исполнении Анастасии Заворотнюк в одиночку спасает мир от катастрофы. Понятно, что авторы пытались скрестить «Джеймса Бонда» с «Ларой Крофт», отчего в итоге у них получился сущий мутант в жанре ненаучной фантастики, плавно перетекающем в комедию. Если герои лёгших в основу фильмов в своих подвигах опирались не только на свою физподготовку, но и на всякие хитроумные девайсы, то наша Даша, она же закалённая в разговорных боях няня Вика, крута настолько, что даже спецприспособления ей не нужны: стреляет из любого вида оружия без промаха, без ущерба для здоровья на приличной скорости выпрыгивает из машины, а когда ей втыкают в жизненно важные органы колюще-режущие предметы, у неё даже кровь не идёт. Из чего можно сделать вывод, что Анастасия Заворотнюк играла биоробота или няняробота, памятуя её прошлое место работы.
Главное оружие няняробота — это агрессивная сексуальность. Она дерётся в умопомрачительно коротких юбках и глубочайших декольте, производя, судя по всему, на противников мужского пола шокирующее впечатление. Но и этого ей мало. Например, соратника по борьбе с международным терроризмом она встречает голышом (две сцены, в душе и со скидыванием полотенца, где героиня сверкает безукоризненной обнажённой фигурой, дают повод для подозрений, что в них снималась дублёрша Завортнюк), а дабы закрепить эффект, просит офигевшего агента застегнуть ей чёрный бюстгальтер (хотя в следующей сцене, когда они выходят на улицу, на ней платье с открытой спиной и глубоким декольте, где нет места белью). Вообще, если задуматься над поведением Даши, то понимаешь: ради Родины девушка готова продать не только душу, но и тело. Достаточно представить, чем занималась наша суперагентша в логове врага, когда стала правой рукой (читай любимой женой) крутого террориста, даже поставившего ей своё клеймо. На фоне обнажёнки и откровенных нарядов Заворотнюк на второй план отходят боевые экзерсисы няняробота, а тут тоже есть над чем посмеяться: хрупкая девушка при помощи рук и ног раскидывает толпы здоровенных мужиков, попадающих в радиус её видимости. Мужские трупы, которые оставляет за собой Даша, даже как-то сосчитать трудно. Ну так робот же (наверное, упрощённая версия тётки-терминатора).
Как и полагается любому широкомасштабному голливудскому боевику, «Код Апокалипсиса» имеет широкую географию: действие попеременно происходит в таком количестве мест, что начинаешь думать, будто смотришь «Клуб кинопутешественников». Россия, Норвегия, Италия, Англия, США, Пакистан, Малайзия, Турция, Франция, Япония — неплохо для российского фильма? Вот только метание между странами и континентами как-то не придаёт картине всеохватности, так как понимаешь, что в большинстве стран съёмочная группа просто не была (например, Пакистан снимался под Феодосией).
Количество сюжетных ляпов такое запредельное, что даже странно, почему жанр «Кода Апокалипсиса» определён как боевик. Это же комедия. Ну судите сами. В начале фильма укреплённое логово террористов в Пакистане разносят в хлам всего два вертолёта, так как у «бедных-несчастных» террористов нет ничего круче «калашей». После чего агенты ЦРУ находят в развалинах отпечатки пальцев нашей Даши и на этом основании начинают за ней охоту. А какое веселье происходит во Флоренции! Няняробот посреди бела дня выходит на улицу с пистолетом наперевес, валит несколько человек и конвоирует нужного ей товарища аж до Норвегии, причём никакой поддержки полиции у неё нет. Когда же действие переносится в Норвегию, понимаешь, что авторы совсем слетели с катушек: по этой скандинавской стране в поисках притаившихся там террористов ездит целый микроавтобус российского спецназа, вооружённого до зубов! И опять никакой местной полиции.
Ясен пень, никакого языкового барьера российский суперагент не испытывает, так как на Лубянке, судя по всему, учат абсолютно всем мировым языкам, отчего наша Даша изъясняется без проблем хоть с арабами, хоть с норвежцами, да хоть с кем. И тем веселее наблюдать, как вдруг в конце террорист заговорил на родном языке, а зрителю дали перевод. И вот такая дребедень — целый день, то бишь весь фильм.
Помимо постоянно спотыкающейся генеральной линии сюжета в фильме есть аппендиксы, совершенно бесполезные для сюжетостроения. Например, имеется любовная линия Серебряков-Заворотнюк, данная в виде постоянных флэшбэков, которая может безо всякого ущерба для смысла быть удалена. Или весь фильм няняробот носится, как с писаной торбой, с некоей фотографией, нужность которой так и не будет подтверждена. Понятно, что таким образом авторы хотели расцветить схематичность образа суперагента, придать ей чувств, романтичности, однако, глядя как Завортнюк, после убийства десятка человек, всхлипывает над фотографией, навеявшей ей сентиментальные воспоминания, можно лишь констатировать: «Роботы тоже иногда плачут».
Что же, меня спросят, в фильме нет ничего хорошего? Есть, отвечу я. Главное достоинство фильма — это Анастасия Завортнюк. Нет, не её игра (кто видел хоть одну серию «Моей прекрасной няни», может представить себе способности актрисы — особенно «улыбает» сцена в ресторане, где Даша соблазняет террориста с теми же ужимками, что и её няня героя Сергея Жигунова), а её внешние данные. Хороша Настя, ничего не скажешь. Собственно, «Код Апокалипсиса» — это такое дефиле для Заворотнюк, где она демонстрирует почти все свои физические достоинства как в одежде, так и почти без неё. А уж её нарядов просто не счесть. Наверное, Насте очень понравилось сниматься, так как она явственно осуществляет мечту каждой женщины — быть в центре восхищённого внимания в разных отличных нарядах.
Помимо Заворотнюк есть у «Кода Апокалипсиса» и ещё достоинство: первая половина фильма снята достаточно динамично, отчего на ляпы обращаешь мало внимания. Однако, когда разветвлённый сюжет заканчивается и начинается стандартная схватка двух главных героев, начинается бодяга: смотреть минут сорок, как показушно ссорятся Заворотнюк и Венсан Перес, изредка приступая к активным действиям, элементарно скучно. Особенно держа в уме предсказуемую концовку. Однако в финале создатели фильма превзошли даже самые смелые зрительские ожидания: когда няняробот вышла из бункера, находящегося вроде как в Турции (точно — где-то за границей), то ей вдруг оказали поддержку с воздуха российские истребители и вертолёты. Это уже полный и окончательный апофигей! Действительно, только американцам, что ли, позволено в кино не знать границ? Мы тоже не лыком шиты — наша армия везде имеет право летать, ездить и плавать. Прямо-таки похоже на декларацию намерений. Слава богу, что хоть в таком смешном и банальном кино.
В фильме мелькают известные лица, самое признанное в мире из которых — это физиономия Венсана Переса. Французу досталась роль злодейского злодея, выглядит он в ней крайне неубедительно. Даже напрашивается сравнение с Евгением Мироновым в роли злыдня в «Охоте на пиранью»: оба талантливых артиста гораздо сложнее схематичных ролей беспричинных упырей. Зато от Венсана Переса можно услышать самую злостную шутку фильма: когда няняробот с пафосом спрашивает его, зачем нужно взрывать четыре города, тот отвечает: «Неважно зачем, главное — взорвать». Действительно, есть ядерные боеголовки, есть города, что тут думать? Надо взрывать.
Ещё можно повеселиться над Владимиром Меньшовым, опять играющим Гесера. Наверное, заслуженный артист и режиссёр мечтает, что его позовут играть предводителя светлых сил в голливудской инкарнации «Ночного дозора», а посему старается не терять квалификацию.
Фильм Вадима Шмелёва «Код Апокалипсиса» — это такой гламурный лубок в стиле вариаций на тему супершпионов. Сделано малоталантливо даже для своего жанра. Можно рекомендовать поклонникам Анастасии Заворотнюк, а также в качестве неплохой комедии.
Любите хорошее кино!