Фильм Джона Карпентера «Хэллоуин» 1978 года рождения пережил очередную реинкарнацию — на этот раз за дело взялся известный трэш-металлист Роб Зомби, снявший не продолжение, а ремейк, в название к которому в российском прокате добавили год выпуска — «Хэллоуин-2007», хотя в оригинале фильм называется без аппендиксов Halloween. Видно, чтобы зрители не запутались, так как сиквелов картина Карпентера имела столько, что даже пальцев на руке не хватит.
Товарищ по имени Роб Зомби (по-человечески его зовут Роберт Бартли Каммингс) довольно-таки последователен по жизни: раз стал однажды трэшевиком, то будь таким до конца. И во всём творчестве Зомби (а он и музыкант, и режиссёр, и автор сценариев, и композитор и фиг знает кто ещё) во главу угла всегда ставится его величество Трэш. Поэтому неудивительно, что в качестве режиссёра фильма про мужика в маске с ножом, коцающего всех подряд, пригласили именно Роба. Он и расстарался, соорудив не просто тупой ремейк, где с новыми актёрам скопировал все сцены, а повторив подвиг Дейва Мейерса, снявшего глумливый ремейк «Попутчика». Сказать, что «Хэллоуин» Роба Зомби глумлив — это почти ничего не сказать, так как его фильм просто злодейски глумлив.
Действительно, если бы Роб Зомби переснял бы пусть и качественно, но с целью попугать зрителя оригинальный фильм Карпентера, то его бы наверняка закидали бы тухлыми яйцами — бессмысленно пытаться превзойти автора, переделывая его работу заново. Зомби и не стал этого делать, решив, что зрителя надо основательно посмешить. И вот с этой задачей режиссёр справился если не на отлично, то уж точно на хорошо. Во-первых, Зомби сделал всё своих героев мужского пола волосатиками, будто бы из одной трэш-банды выходящими на экран (особенно глумливо выглядел в образе патлатого чувака дедушка Мальколм Макдауэлл, кому досталась роль доктора Лумиса). Во-вторых, он заставил героинь женского пола так истошно и долго верещать от ужаса, что сдержаться от смеха почти невозможно. В-третьих, он отказался от всякого здравого смысла, просто глумясь и плюя на логику, сделав из Майкла Майерса вездесущего двухметрового демона, с методичностью машины и неуязвимостью Терминатора, творящего своё кровавое дело.
Роб Зомби даже попытался в начале дать некое объяснение, почему герой стал маньяком-убийцей, для чего уделил немало хронометража детству Майкла. Объяснение вышло по смыслу дурацким, как и вся история, зато чёрного юмора в нём было хоть отбавляй. Только представьте себе белокурого патлатого мальчика с губами как у Анджелины Джоли, который то битой, то корягой, то кухонным ножиком, то вилкой умерщвляет взрослых людей, которые умирают так смешно, будто участвуют в кастинге на конкурс «Самая смешная киносмерть».
Когда же действие переносится на пятнадцать лет вперёд, то ускользает даже маломальский смысл. Гигантский молчаливый урел в маске зомби и со здоровенным кухонным ножом в руке беспрепятственно ходит по улицам мирного американского городка, наводя в нём постепенно громкий ужас. Роб Зомби придал Майклу Майерсу такой вездесущности, что невольно мелькает мысль, что вот эта патлатая машина для убийства, чьего лица мы так и не увидим, является больной совестью американского народа, как Фредди Крюгер выпрыгнувшая из глубин коллективного бессознательного и намеревающаяся воздать всем сёстрам по серьгам.
Что касается атрибутов жанра — ужасных подробностей и саспенса, то Роб Зомби и на это положил с прибором. Если кто-то ожидает от нового «Хэллоуина» кровавых ужасностей, то его ждёт разочарование — смерти будут по большей части глумливы, жертвы будут умирать хоть и от колюще-режущих предметов, но быстро, поэтому более одной перерезанной глотки и нескольких проколотых животов любителям пострашнее ничего не обломится. А вот с нагнетанием напряжения режиссёр явно не справился. Да, перед ним стояла труднейшая задача: рассмешить, слегка попугать и не дать зрителю отвлечься, попутно стебая разные клише жанра. Смешит Зомби так хорошо, что уже вовсе не страшишься, когда Майерс вдруг выпрыгивает откуда-нибудь да как ахнет своим полуметровым ножиком. Правда, девочка раннестуденческого возраста, что сидела рядом со мной, периодически подпрыгивала от ужаса и даже закрывала руками глазки, но это можно списать на общую впечатлительность натуры и небогатый зрительский опыт. Поэтому человеку с приличным киноопытом в какой-то момент может стать просто скучно: сюжет известен, повторяющиеся сцены однообразных убийств быстро приедаются, а атмосфера фильма не то что не сгущается, она вообще какая-то ухарски удалая. Такой аттракцион «Нашинкуй побольше девочек» с выносом натуралистических подробностей за скобки повествования.
Но Роб Зомби — всё-таки талантливый перец, а посему, когда вдруг начинают пробиваться зевки, он включает тяжёлую артиллерию — девочки начинают истошно орать. Нет, они орали и до этого, но как-то не аффектированно, зато ближе к концу их ор преодолевает некий барьер и становится катализатором всеобщего смеха в зале. Лучше всех с этим заданием справилась Скаут Тайлер-Комптон, коей выпало сыграть единственную выжившую сестричку маньяка Лори (в оригинале её исполнила Джейми Ли Кертис, для кого эта роль стала пропуском в высший киносвет). Эта симпатичная девушка так громко и самозабвенно орала, что, думается, Дакота Фенинг, кого держат в кино из-за способности долго и истошно вопить, обзавидовалась вся.
В «Хэллоуине» невероятное количество глума, который даже не всегда заметен на первый взгляд, так как Роб Зомби нашпиговал свой фильм всякими аллюзиями, доступными только самым отчаянным киноманам. Например, если в кадр попадает телевизор, то там непременно показывают фильм Белы Лугоши «Белый зомби», как называлась в честь этой картины первая группа Роба. Или вот одна из вопящих девушек — Даниэль Харрис, которая снималась в «Хэллоуине» уже трижды, успела почти достичь тридцатилетнего возраста, но сыгравшая 17-летнюю дочь шерифа.
Но всё же явные приколы гораздо доступнее и веселее. Например, семейная резня, которую устраивает юный Майкл Майерс, идёт под суперхит группы Nazareth Love hurts — Роб Зомби тот ещё глумильщик. А как поиздевался режиссёр над девушками! Мало того что он их заставил истошно верещать, он их всех поголовно перед убийствами раздевал, причём маниак лишал жизни молодёжь либо во время, либо после секса, что можно расценить как режиссёрский намёк на плохие последствия беспорядочных половых связей. Ну а самый лучший прикол, как мне показалось, был связан с легендой о Бугимене. Как Лори в него не верила, а потом вдруг поверила — надо видеть. Зал юмор Зомби оценил — смех был просто гомерическим.
По актёрским работам претензий нет — все, судя по всему, изрядно повеселились на съёмках, а потому не тщились изобразить что-то невозможное. Как обычно в фильме Роба Зомби снялась его жена Шерри Мун Зомби (интересно, они и детям своим будут давать имена, содержащие наименование живого мертвеца?), замечательно выглядящая на стрип-поле в обнимку с шестом. Мальколм Макдауэлл веселил сначала своими накладными патлами и бородой, а потом безумным видом, с которым бегал по городку в поисках маньяка. И уже в который раз пришлось умирать на экране любимому актёру Тарантино и Родригеса Дэнни Треьо — теперь его убили телевизором.
Фильм Роба Зомби «Хэллоуин» — весёлое зрелище с изрядной порцией чёрного юмора. Попугаться вряд ли получится, но вот при любви к нестандартному юмору можно получить удовольствие.
Любите хорошее кино!