Давненько не баловал нас Голливуд качественными фантастическими фильмами со смыслом. Очередная реинкарнация «Похитителей тел» от дебютанта на фабрике грёз немца Оливера Хиршбигеля под названием «Вторжение» (The Invasion) была, по-видимому, призвана заполнить этот пробел. Увы, результат совершенно не оправдывает ожиданий.
Миграция хороших европейских режиссёров в Голливуд продолжается, и не у всех работа в самой мощной индустрии кино складывается удачно. Оливер Хиршбигель, судя по всему, пал жертвой фабрики грёз. Его имя знакомо любителям кино по двум фильмам — «Эксперименту» и особенно «Бункеру», рассказывающему о последних днях Гитлера и его окружения и наделавшему недавно много шума. В принципе, понятно, почему Хиршбигель взялся за «Вторжение» — основная идея о том, что все люди из-за иноземного вторжения становятся единым целым, навевает мысли о тоталитаризме, который особо неприятен любому немцу. Увы, немецкий режиссёр, судя по всему, так увлёкся развитием именно этой идеи, что совсем забыл про саспенс. В итоге, когда фильм был закончен ещё в прошлом году, продюсеры схватились за головы и позвали в авральном порядке исправлять ситуацию братьев Вачовски, доработавших сценарий, и Джеймса Мактига (второй режиссёр всех «Матриц» и режиссёр «V значит вендетта»), доснимавшего ряд сцен. В титрах, правда, эти имена не появились, но фильм «Вторжение» нельзя считать авторским — над ним поработала слишком большая группа товарищей, каждый из которых внёс свои три копейки. А у семи нянек, как известно, дитя без присмотра.
Роман Джека Финни «Похитители тел», лёгший в основу «Вторжения», до сего момента перенёс три экранизации — в 1956 году это сделал Дон Сигел, в 1978 году — Филипп Кауфман, а в 1993 году — Абель Феррара. Как видим, график выхода «Похитителей тел», через каждые 15-20 лет, практически выдержан — новая версия вышла спустя 14 лет. Из прошлых трёх фильмов я видел лишь последний — за авторством Абеля Феррары. Не сказать, что это лучший фильм в карьере выдающегося режиссёра, но картина была интересна созданием жуткой атмосферы, когда постепенно весь мир вокруг меняется, внешне не изменившись ни на йоту. Во «Вторжении» мы можем наблюдать попытку повторения пройденного — замена людей на антилюдей происходит незаметно, после чего одна серая масса начинает маршировать по экрану. Возможно, снимай Хиршбигель нечто подобное у себя на родине, у него бы получилось мрачное антиглобалистское предостережение человечеству, стремительно усредняющему себя общими для всего мира стандартами. В Голливуде же требовался триллер (кстати, Ферраре как раз удалось создать напряжённый и захватывающий фильм), в результате не получилось ни идеологического высказывания, не качественного триллера.
Если в фильме Феррары инопланетяне вершили своё чёрное дело во сне только потому, что в это время человек беспомощен и возможно сделать полную его копию, высосав из него все соки, то авторы «Вторжения» придумали как-то непонятное медицинское обоснование: якобы во сне у нас идёт какой-то другой обмен веществ, в результате чего инопланетным организмам, прибывшим на Землю в виде спор, легко проникнуть в кровь спящего человека и изменить его молекулярную структуру. А если человека в момент трансформации разбудить, то он умрёт. Попахивает антинаучным бредом, однако разбираться в обоснованности физических мутаций людей в фильме как-то не хочется. Слишком всё приблизительно, шаблонно и не до конца продуманно. Ну хорошо, прибыли внеземные микроорганизмы на Землю на шаттле, который разбился и разбросал заражённые обломки на несколько десятков километров вокруг. Заразились первые люди. Но что происходит потом? Вместо того чтобы заразить источники воды и тем самым в кратчайшие сроки покорить новую планету, новые существа ходят и точечно заражают людей. Особенно весело наблюдать, как на приёме с сотнями гостей антилюди исторгают из себя жидкость в графины с напитками. А когда выясняется, что находится доктор, быстро определивший сущность проблемы, и мальчик с иммунитетом к заражению, то интерес к сюжету сводится к нулю.
Проблема «Вторжения» ещё и в том, что он очень короткий — всего полтора часа. Первые полчаса уходят на завязку, вторые — на развитие действия, которое в процессе засыпает, а потом бац — и наши уже победили. Не хватает как раз детальности проработки сюжета — всё происходит слишком быстро, причём на стремительность действия это не влияет, так её нет и в помине, всё достаточно анемично. Просто по умолчанию мир быстренько меняется, в новых условиях герои толком просуществовать не успевают, как мир опять быстренько меняется и возвращается к привычному бытованию. Такая скомканность явно не идёт фильму на пользу: нельзя понять не только масштабов вторжения, но и элементарных действий главных героев.
А фильм спасает отличная экшн-сцена в конце (есть подозрение, что её-то как раз и доснимал Джеймс Мактиг, потому что по драйву она сильно отличается от всего вяловатого течения действия) и божественная Николь Кидман, играющая вашингтонского психиатра (да-да, инопланетные микроорганизмы были так умны, что упали точнёхонько рядом со столицей США), борющегося с внеземной заразой посредством постоянного убегания. Будь на месте актрисы кто-то другой, можно было бы даже посмеяться, однако Николь веришь с первых кадров, увлекаешься её игрой и так незаметно без напряга доходишь до финала этого странного фильма. Если бы ещё её партнёр был под стать, однако Дэниэл Крейг лишь присутствует своим ныне знаменитым джеймсбондовским лицом, пунктирно обозначая игру: его персонаж как-то врач, который непонятно чем занимается в фильме, чтобы в финале сказать программную фразу.
Уже в котором по счёту голливудском фильме не обошлось без русского следа. На этот раз показан русский посол с невероятной фамилией Кагодлич (привет Фоме Кинияеву из трилогии про Борна), который поставляет в США чёрную икру и является одним из самых влиятельных людей в Вашингтоне. Редкий бред. Интересно, ну когда же это закончится и русские в американских фильмах будут хотя бы фамилии нормальные иметь?!
Есть во «Вторжении» и пересечения с другими картинами, возможно, случайные: например, героине, дабы её спасти, втыкают шприц в сердце, как в «Криминальном чтиве», а в финале Николь Кидман молча смотрит на мужа, как в «Широко закрытых глазах» Стэнли Кубрика.
Фильм «Вторжение» — такой на крепкую троечку фантастический триллер, где фантастическая составляющая сюжета отчаянно борется с идеологической, а в итоге всё заканчивается боевой ничьей. Из-за Николь Кидман спокойно можно посмотреть один раз.
Любите хорошее кино!