Прямо-таки балуют зрителей наши кинотеатры хорошими чёрными комедиями от английских режиссёров. Только прошёл в прокате уматный фильм Фрэнка Оза «Смерь на похоронах», как нам вновь предлагают чёрное-пречёрное зрелище — фильм «Пристрели их» (Shoot 'Em Up) Майкла Дэвиса.
Лично мне имя Майкла Дэвиса перед просмотром «Пристрели их» совершенно ничего не говорило, а посему я ожидал стандартный фильм трёх звёзд, заявленных на афише: Клайва Оуэна, Моники Беллуччи и Пола Джиаматти. Каково же было моё удивление, и весьма радостное удивление, когда я понял, что смотрю искрящееся чёрным юмором кино, замешанное на многочисленных пародиях, являющееся к тому же ураганным экшном. Так что пришлось резко пристегнуть ремни и отдаться бешеной экранной скачке.
«Пристрели их» начинается с пародии на другой фильм с участием Клайва Оуэна — «Дитя человеческое»: британский актёр так же должен спасти беременную женщину, а потом и её только что родившегося ребёнка. Спасает жизнь человеческую Оуэн с непрошибаемым выражением угрюмого небритого лица, свойственного только ему одному. Он достаёт свой пистолет (пока только один, чуть позже актёр достанет и второй, превратившись в Макса Пейна из одноимённой компьютерной игры) и как в компьютерной стрелялке, где можно стрелять, не перезаряжая оружие, пока цифра количества патронов больше ноля, начинает весело истреблять злодеев в промышленных масштабах (посчитать количество убиенных негодяев практически невозможно, ибо имя им легион). После этого градус юмора начинается повышаться в геометрической прогрессии, отчего только и успевай смеяться, следить за сюжетом и отслеживать все пародийные моменты. Мне так всё совместить не удалось — я просто пожертвовал смыслом, которого не так уж и много (всё-таки пародийная комедия), и стал смотреть фильм ситуационно. А по ситуации было так смешно, что временами казалось, будто живёт надорвётся. Конечно, юмор был специфический, такой чёрный, аж жуть, но если кому он по вкусу, тот его оценит. Здесь и такие изыски, как отстрел пуповины во время родов, и просушка упавшего в унитаз пистолета под сушилкой для рук, и спасение новорождённого от холода при помощи носка главного героя, надетого ребёнку на голову — всего не перечислить.
Фантазия единого в двух лицах автора сценария и режиссёра Майкла Дэвиса воистину не знает границ. Шутки чёрного юмора помимо прочего нашпигованы аллюзиями на другие фильмы. Например, героя Оуэна зовут мистер Смит, ребёнка он носит в пакете и делает ему памперсы из газет (как в фильме «Цоци»), в одном из домов следует перестрелка с такой толпой злыдней в чёрных одеждах, отчего вспоминается сцена из «Матрицы», где Нео бьётся с нереальным количеством агентов Смитов. В этой же перестрелке герой Оуэна прыгает в пролёт лестницы верхом на трупе а-ля сцена из «Идентификации Борна». И т.п. И всё время ждёшь, когда же появится автомобиль, ибо человек, ставший на какое-то время лицом BMW, не мог в пародийном фильме отвертеться от погони на машине. И действительно: авто известной марки появляется, Оуэн привычно (после «В прокат с водителем» и рекламных роликов) садится за руль и изображает нечто похожее на экзерсисы другого знатного киноводилы — Джейсона Стэтхема, которые он демонстрирует в обеих частях «Перевозчика». И всё это время, пока мистер Смит убегает от злодеев и шутит шутки, он стреляет. Делает он это из любых положений, в прыжках и падениях, стоя и лёжа.
Но и этого показалось мало режиссёру. Буйная фантазия завела его так далеко, что мы имеем в фильме две совершенно уматные сцены со стрельбой. Первая — это любовная сцена (действительно, если в кадре постоянно присутствует знойная красотка Моника Беллуччи, то любой режиссёр захочет её раздеть и заставить заняться любовью с партнёром по фильму). Не ждите от неё красоты, так как герой Оуэна во время секса делает два дела: ублажает партнёршу и без остановки отстреливает плохих парней. Выглядит это насколько безумно, настолько и смешно. Однако вторая сцена ещё круче (я же говорю, юмор постепенно возрастает до невероятно черноты): мистер Смит незаметно пробирается на оружейный завод, где закрепляет кучу оружия скотчем в нужных местах, привязывает к спусковым крючкам верёвки и бежит в комнату видеонаблюдения, откуда через мониторы ведёт маленькую победоносную войну.
Однако и этого оказывается мало режиссёру (понимаешь, такой затейник). Он решает, что надо использовать не только традиционное оружие, но и нетрадиционное. Что вы скажете о морковке? Такой крепкой зрелой морковке сантиметров 30 в длину? Мистер Смит ничего поэтому поводу не говорит, а делает с овощем три дела: он его ест, он им убивает (ну не только же герою Такеши Китано поражать зрителя убийством палочками для еды) и он его использует для стрельбы вместо переломанных пальцев. Чистое безумие!
Но что это я только про Оуэна да про Оуэна? Он ведь составляет не более половины фильма. Другую половину тащит на себе великолепный актёр Пол Джиаматти. Казалось бы, долгие годы не замечаемый голливудскими продюсерами артист, будучи замеченным, пошёл в разнос, снимаясь уже не в эпизодических ролях крупнобюджетных фильмов, но совершенно растворяясь в этих крупных бюджетах (одна его роль в ужасном фильме «Девушка из воды» чего стоит). Однако в «Пристрели их» Пол выдаёт настоящий спектакль, играя забавного злодея-интеллектуала с ухватками заправского шутника.
Весь фильм герой Джиаматти будет сыпать вопросам типа «Знаешь, какое отличие жены от пистолета?» или «Знаешь, зачем людям оружие?» и сам давать на них улётные ответы. А как смешно смотрится Пол с оружием в руках! Это же просто песня! А когда его герой вдруг оказывается с пистолетом наперевес нелепее обычного, он подливает масла в огонь, заявляя с апломбом: «Я крутой с пистолетом». То ещё зрелище! Словесные же пикировки Оуэна с Джиаматти выше всяких похвал — диалоги прописаны ярко, юмор хлещет через край, так что Тарантино в его нынешней ситуации может только обзавидоваться. Ну апофигей всего — это традиционная схватка главного злодея с главным героем в финале, решённая настолько нетрадиционно, что удивится даже видавший многое киноман. Не буду, конечно, её открывать, но скажу лишь, что живого оружия такого типа я ещё не видел. Безумие достигнет своего предела.
Третья звезда фильма, Моника Беллуччи, как раз в роли звезды там и присутствует, внося мощный сексапил, но не более того. Конечно, забавно наблюдать, как Беллуччи эмоционально кричит по-итальянски, на что герой Оэуна с непрошибаемой пачкой отвечает: «Не понимаю я по-испански», но всё-таки больше итальянка служит украшением картины.
Фильм Майкла Дэвиса «Пристрели их» — отличная динамичная комедия в стиле чёрного юмора, длящаяся всего 82 минуты, из которых зритель может смеяться как минимум минут сорок.
Любите хорошее кино!