Об упрямстве Голливуда можно уже слагать легенды: десятилетиями фабрика грёз штампует фильмы по одним и тем же сюжетам, привлекая для этого разных режиссёров. Подход более чем странный, так как избитый сюжет проще доверить мастеру, который в узких рамках сделает хотя бы хорошо. Фильм Butterfly on a wheel, почему-то переведённый у нас как «Выкуп», британского режиссёра Майка Баркера — хорошее подтверждение, как делать не надо.
Сначала о названии, с коим отечественные локализаторы опять начудили. Мало того что фильм «Выкуп» уже существует, так ещё название Butterfly on a wheel можно перевести как «Из пушки по воробьям» (использована часть строки из «Сатир» английского поэта Александра Поупа), а никакой выкуп в фильме не фигурирует. Ну да это не самое страшное — приблизься «Выкуп» Майка Баркера к «Выкупу» Рона Ховарда с Мелом Гибсоном в главной роли, и можно было лишь попенять переводчикам, что они опять ударились в сотворчество.
Однако весь фильм «Выкуп» — это одно большое недоразумение. Что было в руках режиссёра Майка Баркера? 20 миллионов баксов бюджета, три звезды (Пирс Броснан, Мария Белло и Джерард Батлер) и бездарный сценарий продюсера фильма Уильяма Моррисси. Что можно было с этим сделать? Как минимум, постараться из заявленного триллера сделать триллер. Что сделал режиссёр? Снял банальное зрелище, которое под конец перерастает в форменную комедию и способно если не рассмешить, то усыпить. Теперь конкретнее. Хвала богам, с завязкой Баркер не затянул: он быстренько живописал семейство самовлюблённого сотрудника крупной фирмы (Джерард Батлер), у которого есть неработающая красавица жена (Мария Белло), чудная маленькая дочка и все блага материальной жизни.
Тут же с намёком нам показали Пирса Броснана, что-то высматривающего с крыши небоскрёба (в этом эпизоде можно в превосходных тонах отозваться об операторской работе — наплыв камеры на бездну сделан так грамотно, что страдающему боязнью высоты человеку может реально стать страшно). После этого начинается триллер. Типа. В машине едущих по своим делам супругов вдруг оказывается герой Броснана, который, потрясая страшной чёрной пушкой, сообщает попутчикам, что их дочка похищена и, если они не станут выполнять все его требования, её убьют. Ага, какой оригинальный ход! Наверное, герой Батлера либо кому-то насолил, либо имеет непозволительно много денег, может подумать зритель. Вскоре выясняется, что денег у несчастного папаши кот наплакал (что-то около 140 тысяч долларов). Ага, остаётся только первая версия. Ну что же, посмотрим, как режиссёр закрутит интригу.
Однако Баркер (и это в первой трети фильма!) вдруг раскрывает карты: оказывается, похититель дочки заодно с её мамой и на пару они разводят героя Батлера. Назвать это сценарным безумием — значит назвать ласково. Остальной примерно час картины мнимый похититель придумывает разные задания для своих подопечных, причём их откровенная тупость и бессмысленность навевает мысль, что сюжет придумывался с колен — прямо на съёмочной площадке. Смотреть на это невыразимо скучно, а режиссёр этого словно не понимает, всё заставляя и заставляя артистов ходить по кругу. Видно, очень надеялся на «неожиданный» поворот в конце, когда в деле появляется ещё один персонаж. Однако этот добавочный герой — такая фига в кармане, что хочется просто послать сценариста фильма на… Высшие курсы сценаристов в Россию, где бы его научили элементарному построению сюжета, где в конце не могут появляться факты, противоречащие ранее увиденным. После подобного выверта сюжета «Выкупа» уже даже все мелкие сценарные недочёты отходят на второй план.
В принципе, «Выкуп» мог выехать на хорошей актёрской игре, но и здесь случился полный облом. Главной звезде фильма, Пирсу Броснану, так неимоверно скучно разыгрывать весь этот фарс, именуемый триллером, что он чуть ли не зевает. Действительно, после лихо закрученных сюжетов «бондианы» сниматься в бездарном триллере — это тяжкое занятие. Но скука Броснана — это ещё цветочки. Ягодки — это рвение, с которым бросается в бой Джерард Батлер. Наблюдать за его метаморфозами — занятие, в принципе, увлекательное, и под конец забавное. Батлер начинает изображать обиженного отца и мужа, а на деле получается изобразить законченного идиота, так как по фильму он ведёт себя как психованная институка и даже по лицу толком ударить обидчика не может, хотя визуально выглядит и моложе, и крепче уже пожилого Броснана. За что так обошлись авторы «Выкупа» с артистом, который блестяще изобразил мужественного царя Леонида в фильме-комиксе «300», непонятно. Может, хотели дать развернуться драматическим талантам Батлера? Тогда они оказали ему медвежью услугу — не силён артист по этой части. Ему бы героев играть, а тут надо тонкий психологический процесс изобразить.
В этой связи интереснее всего наблюдать за третьей звездой фильма — Марией Белло. Не сказать, что эта белокурая красавица взмывает на недосягаемые высоты актёрского мастерства, однако она единственная, кому в фильме и не скучно, и её поведение перед камерой не вызывает смеха.
Фильм Майка Баркера «Выкуп» — типичные дорогостоящие отбросы производства фабрики грёз. Ни одной новой мысли здесь не мелькает, сюжет заезжен, а саспенса нет в принципе. Диагноз же вынесен в название фильма: из мощной пушки Голливуда его дельцы стреляют по воробьям жанровой бездарности.
Любите хорошее кино!