Русские фильмы стабильно входят в репертуар кинотеатров, предлагая весь спектр жанров. Остаётся только подождать, пока количество перейдёт в качество. Но уже сейчас немудрено запутаться в массовом потоке отечественного кино, которое пестрит незнакомыми именами режиссёров и зачастую пугает общей похожестью на голливудские образцы. Поэтому выход в прокат нового фильма Валерия Тодоровского «Тиски», чьи картины обычно всегда интересны, нельзя обойти вниманием.
Валерий Тодоровский до сего года как режиссёр выпустил не так уж много фильмов — для их подсчёта хватит пальцев на одной руке. Однако каждая его картина в своё время вызывала сильную шумиху и приковывала к себе всеобщее внимание, причём вполне обоснованно. Однако новый фильм режиссёра «Тиски» настораживал ещё до выхода, так как имел слишком много оговорок. Во-первых, снимал Тодоровский на самом деле другой фильм — «Буги на костях», однако по каким-то там причинам съёмки были приостановлены и он решил, дабы актёров не позвали в другие проекты, снять молодёжный триллер. Во-вторых, фильм должен был снимать другой человек. В-третьих, жанр «молодёжный триллер» имеет весьма узкие рамки. В-четвёртых, «Тиски» частично финансировались Госнаркоконтролем (у нас где финансирование, там и контроль). В-пятых, в интервью Валерий Тодоровский заявлял, что не знает и не понимает жизни современной молодёжи. В-шестых, по словам режиссёра, работа над фильмом предполагалась несложная и недорогая (такое расслабление, что ли?). Не многовато ли всех этих сопутствующих обстоятельств? Но в принципе можно было надеяться, что талант Валерия Тодоровского сдюжит с незнакомой ему темой.
Первое впечатление от фильма — а ведь, и правда, режиссёр совершенно не знает молодёжной жизни. Если верить «Тискам», поколение двадцатилетних — это поколение скудоумных недорослей, которые даже элементарного страха не имеют. Вот понадобились троице ростовских друганов деньги, так они, недолго думая, грабанули местного криминального авторитета — наркобарона районного масштаба с интересной фамилией Вернер (блестящее исполнение Фёдора Бондарчука), а потом решили тут же эту наркоту двинуть. Мало того что у ребят явно должно быть разжижение мозга, дабы решиться на такое, вдобавок понять, зачем ребяткам деньги, сложно. Вот главный герой — диджей в модном ростовском клубе (кстати, тенденция однако — Андрея Кончаловского в «Глянце» в Ростов-на— Дону потянуло, теперь вот и Валерия Тодоровского), у него нет денег, чтобы заплатить за съёмную квартиру, хозяйка даёт ему двухдневный срок. Что сделает в этом случае любой нормальный человек, у которого есть работа и куча знакомых? Займёт, раз уж не хватает соображалки, как спланировать свои траты. Особое впечатление производит наличие у диджея подруги, которая имеет богатых родителей и готова разок заплатить за квартиру сама, на что получает гневную отповедь своего друга. Ну да, гораздо проще пойти и совершить одно из самых тупых преступлений, которые только можно придумать, чем воспользоваться помощью близкого человека, а в будущем лучше думать над финансами. Вот есть другой парень — плотный чувачок по кличке Пуля. Про него известно, что отец у него работает на эвакуаторе, и он хочет купить ему новую немецкую дрель. А ещё говорит, что не хочет всю жизнь вкалывать, как отец. Ну да, а хапнуть мелкую порцию наркоты с возможно летальными последствиями — это враз решит все его проблемы в жизни. Есть и третий дружбан — Крот, товарищ, не снимающий неформальной вязаной шапочки даже в лютую ростовскую жару. Про него вообще ничего неизвестно, кроме того что он любит трахать стриптизёрш в подсобках ночных клубов. Исчерпывающая характеристика! Ну да понятно — мозг под шапочкой в жару расплавился, вот и полезли дурные мысли в голову.
Не менее чудесно показана клубная жизнь. По версии Тодоровского, посетители ночных клубов — анемичные зомбяки, которые под однообразную музыку вяло подёргивают телесами. В чём заслуги главного героя Дэна как диджея вообще непонятно — вот он становится за пульт, что-то слабо кричит, крутит какие-то кнопочки, а музыка даже не меняется. А вот его приглашают управляющим в новый ночной клуб, который надо сделать самым лучшим в городе. И что мы видим? Мы видим почти ту же обстановку, где вяловатые молодые тела статистов дёргаются под однообразную музыку, причём создаётся полная иллюзия, что съёмки велись в том же клубе, что и до этого. Если Валерий Тодоровский хотел опустить современную молодёжь, у него это получилось неплохо. Правда, опускалово всё равно получилось гламурное, так как люмпенскую молодёжь в фильме вы не увидите: все такие приличные, говорят на хорошем литературном языке безо всякого ростовского акцента (понятно, что в «Глянце» гэ фрикативное Юлии Высоцкой было очень вульгарным, но, может, Тодровскому тогда стоило сделать город дислокации большим городом вообще, а не заострять внимание, что это Ростов-на-Дону?), а для правды жизни иногда ругаются матом.
Ну хорошо, молодёжный триллер про придуманную молодёжь — бывает и такое. Тогда второе впечатление от фильма — явные ассоциации с «Реквиемом по мечте» Даррена Аранофски. Там молодой герой Джареда Лето хотел красивой жизни, приторговывая наркотиками. Здесь это делает герой Максима Матвеева, отличие лишь в том, что у Аранофски герои сами употребляют наркотики, а здесь продавцы не колются, не нюхают, не употребляют. Американский режиссёр в своём фильме великолепно показал разрушение психики молодого человека под влиянием наркотических веществ, особо не заостряя внимание на самом процессе торговли наркотой. Валерий Тодоровский в фильме, где разговор всё время крутится вокруг героина и прочей дряни, умудрился и процесс торговли свести к фарсу, и практически абстрагироваться от результатов воздействия на человеческий организм наркотиков. Пара-тройка исколотых вен, нарик-убийца, да разговоры, как это плохо и сколько народу мрёт от наркоты — вот и вся наркотическая тема. А зачем тогда было браться за подобную тему? Для современной России она более чем актуальна, и социальную значимость художественного фильма нельзя принижать. А то, что употреблять всякую дрянь нехорошо, знают все и так. И много повторение банальных истин помогло?
Ну хорошо, фильм не про наркотики. Так про что же тогда? Как говорит сам режиссёр, про страх. Цитирую: «Наркотики — это таблетки, порошки, ампулы. Но если отбросить на секунду в сторону все их вещественное проявление, это в первую очередь, уход в забвение, нежелание жить здесь и сейчас в этом мире, страх. И в принципе, про это история». После этого заявления кажется, что Тодоровский снимал одно, а получилось совсем другое. Ещё раз — в фильме нет героев, которые употребляют наркотики, есть лишь эпизодически персонажи, проходящие фоном. Поэтому о каком уходе от жизни говорит режиссёр, понять вообще-то сложновато. Если уж и говорить о страхе, то, применительно к поведению главного героя «Тисков», это будет животное проявление чувства — Дэн вроде как всё делает из элементарного страха физической расправы. Вот только сыграть это ощущение перед камерой молодому и фактурному артисту Максиму Матвееву (он одновременно напоминает и Орландо Блума, и бывшего артиста Волгоградского молодёжного театра Михаила Ларина) удаётся не особо. Вот нет ощущения, что Дэн боится и всё. Да, он говорит о давлении, о страхе, но лишь говорит. Хотя характер своего героя Максим передаёт достаточно точно — это такой молодой безвольный симпатяга, которого жизнь всё время выдвигает в лидеры, а он этому противится, причём так слабенько, и всё время проигрывает (удачную для героя концовку истории оставим полностью на совести режиссёра).
В принципе, фильм «Тиски» гораздо интереснее смотреть как противостояние двух выдающихся мужчин нашего времени — местечкового наркобарона Вернера и дикого майора милиции Дудайтиса (тоже та ещё фамилия) в исполнении рыжего (!) Алексея Серебрякова. Тут, правда, не обошлось без идеологической позиции режиссёра (Тодоровский долго в своём интервью рассказывал, что часто зло привлекательно, а добро — отталкивающе), но если про неё забыть, то любо дорого смотреть, как переругиваются Бондарчук и Серебряков. Фёдор, намозоливший всей стране глаза по ТВ, периодически радует своими киноролями, лишний раз доказывая, что является весьма одарённым артистом. В «Тисках» ему удалось сыграть труднейший образ — человечного злодея. Как в человеке может уживаться звериная лютость и нежная любовь — понять сложно, но вот Вернер Бондарчука не выглядит ходульным персонажем, это цельная интересная натура. Единственный вопрос возникает по его персонажу (да и то не к артисту, а к режиссёру): «А не слишком ли хорошо зло в фильме?». Алексей Серебряков так убедительно сыграл мерзковатого майора, который с маниакальным видом носится по городу и пытается прищучить нехорошего человека, что становится просто не по себе. Однако ни один из артистов не пережал и в заданных им рамках они выступили просто отлично. Кстати, один из самых забавных эпизодов «Тисков» тоже связан с ними: в одном из моментов герои Серебрякова и Бондарчука дерутся «в партере», катаясь по земле, причём Фёдор в этой сцене… абсолютно голый.
Но вот фактологическая сторона противостояния мента и преступника не выдерживает никакой критики. Даже мальцу понятно, что не может крупный наркоторговец работать без крыши со стороны представителей силовых органов, однако эти органы отсутствуют в «Тисках» как класс — их роль чисто декоративная, не удивлюсь, если в эпизодах снимались настоящие ростовские милиционеры. Носится одиноким демоном майор Дудайтис, всё мечтает закрыть Вернера, а потом вдруг выясняется, что он про него всё знает, есть у него информаторы. Так что носится, зачем заводит нового информатора? Нет ответов. Самое противостояние оправдывает любые сюжетные пробелы.
А если говорить о плюсах «Тисков», то здесь отличная операторская работа. Фильм элементарно красиво снят. В отличие от Кончаловского, показавшего Ростов-на-Дону как как-то люмпенский город, Тодоровский показывает столицу Южного федерального округа с большой любовью, отчего даже богом забытые местечки, какие-то ветхие трущобы, навроде волгоградских близ улицы Циолковского, дышат таким уютом и домашностью, что хочется побывать у соседей, пройтись по мосту, которого у нас до сих пор нет, и тому подобное.
Фильм Валерия Тодоровского «Тиски» — совсем не молодёжный триллер, как заявлено на афишах. Это драма, неожиданно слабая для такого режиссёра, как Тодоровский. Возможно, сказались все факторы, что приводил я выше, однако зрителя это должно волновать мало. Фильм получился таким же неопределённым, как и его главный герой. Такое у нас сейчас время в российском кино — неопределённое.
Любите хорошее кино!