Продолжение нашего ответа «Рокки» под названием «Бой с тенью» вышло предсказуемым, неоригинальным, зато весьма бодрым.
От Голливуда нынче никуда не спрятаться, не скрыться. Американские фильмы делают кассу, а значит, наши блокбастеростроители будут варганить свой продукт с оглядкой на старших товарищей, резонно рассуждая «Зачем изобретать велосипед?». Жанровый велосипед, допустим, изобретать и не стоит, но вот с сюжетами просто беда. Вот есть на Западе фильм с продолжением про боксёра «Рокки», теперь и у нас такой же точно должен быть. Пару лет назад «Бой с тенью» автора «Бригады» Алексея Сидорова смотрелся диковато: слишком уж понятно было, откуда уши торчат, к тому же фильму недоставало элементарного драйва, что для боевика с примитивным сюжетом смерти подобно. За два года, что прошли до момента реализации предсказуемого сиквела, была сделана работа над ошибками, Алексей Сидоров стал художественным руководителем проекта «Бой с тенью-2», а режиссёром выступил дебютант Антон Мегердичев. С сюжетом, правда, снова вышла беда: если пытаться анализировать, что происходит на экране, то мозг может просто закипеть из-за идиотизма происходящего. Однако, у режиссёра-дебютанта получилось другое — его фильм вышел настолько бодрым, что поклонник жанра должен остаться довольным: думать особо некогда, так как события резко сменяют друг друга.
Как мы помним (если кто запамятовал или не смотрел первую часть «Боя с тенью», то нарезку кадров из неё прокручивают в самом начале «Боя с тенью-2» в ускоренной перемотке), первая часть нашего «Рокки» заканчивалась на разговоре Палмера с Колчиным, в котором американский боксёр хотел матч-реванш. Хотел? Ну и получай! Вот только к бою с Палмером наш Артём Колчин будет идти весь фильм, так как ему придётся бороться с мексиканской мафией, доказывая не только своё право выйти на ринг, но и вообще жить. И здесь немного непонятна позиция авторов. Весь «Бой с тенью-2» красной нитью проходят слова «русские», «славяне», фразы типа «Все русские такие упёртые?» и тому подобное. То есть создатели упирают именно на национальную принадлежность героя, иллюстрируя известное выражение «Русские не сдаются». Замечательно, «Бой с тенью-2» способен поднять патриотический дух гораздо лучше безликого «Кода апокалипсиса», но вот почему российский боксёр и тренируется в США, и выступает под знаменем этой страны (звёздно-полосатый флаг показывают даже крупным планом)? Понятно, что Алексей Сидоров явно имел в виду Костю Цзю (по манере двигаться и фактуре Денис Никифоров напоминает этого знаменитого россиянина, выступавшего под флагом Австралии), но ведь Цзю — это исключение, а Артём Колчин претендует на звание национального киногероя. Так что с идеологической составляющей в фильме не всё правильно.
Зато как хорошо с драйвом! Если в первые полчаса вы не уснёте (как-то задержался режиссёр на завязке), остальные полтора часа пролетят незаметно. Антон Мегердичев применяет всё лучшее, что наработано в жанре: быстрая смена планов, ракурсов, эффектные замедления, одновременный показ разных событий и т.п., отчего рождается такая лихая стремительность, что даже при сильном скепсисе увлекаешься действием. Сюда бы ещё сценарий повменяемее! А то, к примеру, герой сурово отправляет жену из США в Россию зачем-то через Нью-Йорк, хотя нам сообщают, что есть прямой рейс до Москвы, а потом, прилетев в Россию, сокрушается, почему это его жену хапнули злодеи. Как-то всё это несерьёзно: качественный экшн и плохо прописанный сценарий, где случаются просто необъяснимые ляпы (к примеру, полковник Нечаев, судя по тексту на бумажке, должен встретиться с Колчиным в 21-00, а когда встреча происходит, то на дворе стоит середина дня). А уж сюжетные повороты просто не выдерживают критики: то мафия способна контролировать каждый шаг героев, а то вдруг «забывает» проконтролировать перемещение отпущенных заложников или может вообще прозвучать чудесная фраза «После взвешивания он исчез». Прямо-таки ненаучная фантастика!
Однако «Бой с тенью-2» — это не только экшн, это ещё и история про крепкую любовь. Как говорит режиссёр фильма, «этот фильм о редких, практически забытых вещах — о любви одного мужчины к одной женщине, несмотря ни на что». Оставим на его совести «редкость» нормальных человеческих отношений, но любовную линию Мегердичев провёл почти хорошо, не выпячивая её, но и не делаю её ненужным аппендиксом, как это зачастую бывает в боевиках. Елена Панова, играющая жену Колчина, присутствует в кадре ровно столько, сколько и нужно, Екатерина Маликова вносит в фильм мощный сексапил и ненавязчиво пытается соблазнять главного героя. В принципе режиссёра можно попенять за наличие вроде как ненужной да к тому же статичной любовной сцены, но и здесь Мегердичев не пережал. Фильм развивается в накатанном русле «Наши всё равно победят», а посему интрига почти сходит на нет изначально, но и здесь авторам фильма удалось заинтриговать — пусть и с небольшой натяжкой, но сюжетный ход с контр-выпадом Колчина в адрес русско-мексиканских врагов можно назвать интересным и неожиданным.
Но главная интрига, конечно, это экшн, а посему финальная сцена боксёрского поединка, о котором по ходу фильма даже как-то забывают, становится основной. По словам Дениса Никифорова (Артём Колчин), хореография сцены основывалась на схватке известных боксёров Артура Гатти и Микки Уорда. Над ней работали опытные постановщики трюков, а партнёром Дениса вновь, как и в первой части, стал профессиональный американский боксёр Реджи Редвуд. Что ж, сцена действительно получилась захватывающей и крайне неправдоподобной, что, впрочем, характерно для кинобоёв. Как говорят боксёры, при такой технике равных Колчину вообще не должно быть, а ведь он пять раундов позволяет себя нещадно дубасить превосходящему его по массе сопернику (наверное, так авторы хотели подчеркнуть, что герой, до этого жёстко избитый бандитами, долго приходил в себя). К тому же сцена боя напоминает какое-то варварское обоюдное избиение боксёров: окровавленные, с изуродованными лицами, не похожими на человеческие, в заляпанных кровью трусах, разбрызгивая кровь по рингу, боксёры месят друг друга без остановки. Просто зверство какое-то!
С чем настоящая беда в фильме, так это с актёрской игрой. Возможно, не будь на съёмочной площадке Андрея Панина, все остальные бы смотрелись и получше. Прекрасный в любой ипостаси Панин опять мефистофельствует по-мелкому, цедя сквозь зубы разные цитаты (в том числе Ленина) и выглядит единственно живым персонажем. Другие смотрятся разве что эффектно. Денис Никифоров, возможно, хороший актёр, но в роли Артёма Колчина он не проявляет весь спектр своего таланта: его герой суров, немногословен, «заточен» только под бокс, а из человеческих проявлений — у него жена и собака, причём о последней он благополучно забывает. Понятно, что Денис играет такого настоящего мужика, но ведь не робота же! А две эмоции за весь фильм — всё-таки маловато.
Елена Панова и Екатерина Маликова, скорее, являются украшением фильма, герой Павла Деревянко вообще не нужен по сюжету, Дмитрий Шевченко в роли крутого милиционера тоже превратился в декоративную фигуру, который пропагандирует вредные привычки (демонстративно смолит сигареты в промышленных масштабах) и тем самым участвует в продакт-плейсменте, широко представленном в «Бое с тенью-2». Совсем непонятна роль Михаила Горевого: артист привычно многозначительно смотрит в камеру, выдерживает паузы, будто намекая на свою традиционную для кино злодейскую сущность, однако на деле оказывается банальным персонажем второго плана без какой-либо тайны. Не обошлось и без приглашённой западной звезды второй величины. Джона Эймоса, засветившегося в первой части, секвестировали и пригласили Энтони Рэя Паркера (того самого Дозера из «Матрицы»).
Одно достоинство фильма — саундтрек, над которым снова, как и в первой части, поработал Алексей Шелыгин плюс приглашённые российские и западные музыканты. Многие треки с него должны стать популярными, а уж композиция Ocean of hunger от Psychotica вообще претендует на звание шедевра.
Фильм Антона Мегердичева «Бой с тенью-2» — редкий представитель жанра качественного российского блокбастера: хотя сюжет хромает на обе ноги, зато экшн и музыкальный ряд окупают всё с лихвой.
Любите хорошее кино!