Непрекращающийся конфликт США с арабским миром заставляет Голливуд реагировать на ситуацию, отчего появляются разного качества фильмы на данную тематику. В прошлом году вышел удивительный по смелости фильм Стивена Гэхана «Сириана», в этом — «Королевство» (The Kingdom) Питера Берга, который на поверку оказывается наполовину политическим триллером, наполовину боевиком в стиле Майкла Манна (режиссёр выступил продюсером данной картины).
С самого начала «Королевство» задаёт высочайший уровень: телеграфным стилем, очень наглядно и доступно, во время титров даётся история «нефтяных» взаимоотношений США и Саудовской Аравии с самого начала их возникновения. Так и хочется сказать: «Ого! Голливуд решился вновь потревожить столь важную для экономики США тему и основательно в ней покопаться».
Увы, но это обманчивое впечатление. «Королевство» — это качественно снятый фильм со стандартным сюжетом: если где-то обидели американцев, а не дай Бог их убили, то возмездие со стороны США придёт в любом случае. В этом плане картина Питера Берга пересекается с идеологическим «Мюнхеном» Стивена Спилберга: агентам ФБР нужно также найти злых арабских террористов и «замочить их в сортире. Вот только положение усугубляется тем, что у Спилберга израильские спецагенты действовали по-тихому, а американцы приехали официально.
К чести Питера Берга, снять напряжённое кино с достаточно заезженным сюжетом ему удалось — хоть и не сомневаешься, что бравые американские парни будут победителями, с интересом смотришь «Королевство» до самого. Правда, есть очень большое подозрение, что продюсер фильма Майкл Манн выступил здесь ещё и художественным руководителем постановки, как это бы назвали у нас, так как Берг всё-таки больше актёр, нежели режиссёр и на его счету до этого не было каких-то режиссёрских удач среди немногочисленных фильмов, поставленных им.
В «Королевстве» нет высокопарных речей, бряцания мускулами, мощной подготовки агентов к беспощадной схватке и прочей туфты, чем обычно пичкает Голливуд зрителя. Здесь имеются серьёзные парни, которые должны выполнить свою работу и, по возможности, остаться в живых. Есть тут, конечно, и момент политкорректности, так как в мини-группу из 4 четырёх эфбээровцев входит и афроамериканец, и женщина (не хватает латиноса и китайца, но тогда бы не осталось места англосаксу), и момент американской пропаганды — при всей неоднозначности ситуации на Востоке, США всё равно права по всем основным вопросам. Так же режиссёр не вдавался особо в объяснения, почему происходят множественные теракты — вся политика прошла в основном в титрах, а действия американцев напоминают традиционную медицину, которая воздействует на последствия, а не на причину.
«Королевство» рождает и немало вопросов, хотя в целом фильм сделан весьма реалистично и смотреть его можно почти без смеха, что обычно происходит при просмотре отборного бреда производства фабрики грёз. Первый — это почему американский объект в потенциально опасной зоне охраняет местная армия и полиция? Возможно, в Саудовской Аравии всё так и есть на самом деле, но тогда вообще непонятно, как там могут жить граждане США, ведь это не жизнь, а постоянный страх смерти. Отсюда возникает вопросы к этим американским гражданам, которые так возмущены, что на территории объекта США совершён чудовищный теракт и погибли десятки людей. Ребята, если вы знаете, что в этой восточной стране, куда вы приехали за длинным баксом, есть нехорошие люди, которые спят и видят, как убить всех американцев, то нефиг удивляться, что террористы не только копят злобу, но и выплёскивают её на вас. Здесь как раз сказывается действие американской пропаганды: смотрите, мирных жителей убили, теперь мы имеем право убить террористов, причём особо оговаривается, что ни одного мирного жителя Саудовской Аравии агенты ФБР не тронут (интересно, как определяется «мирность» во время уличной перестрелки? По наличию оружия в руках). А подумать чуть дальше, почему произошёл в принципе не самый неожиданный для США случай, режиссёр не удосуживается.
Забавно иногда наблюдать за действиями эфбээровцев и Госдепартамента США. Последний не желает посылать агентов в Саудовскую Аравию (а на что надежда? На то, что спецслужбы данного королевства, допустившие чудовищные вещи, смогут всё исправить и найти виновных?), отчего первые путём шантажа высокопоставленных чиновников добиваются назначения своей миссии на Восток. В Саудовской же Аравии у супербизонов из США местные супербизоны отбирают оружие и даже запрещают пользоваться своим оборудованием, но наши бравые парни и девушка всё сделают голыми руками.
Ближе к концу, когда фильм свёлся к одним разговорам и напряжение готово было сойти на нет, бразды правления, как показалось, взял в свои руки Майкл Манн: зрителю предлагают роскошную экшн-сцену минут на 15. Представьте себе перестрелки из «Падения «Чёрного ястреба» Ридли Скотта и «Схватки» Майкла Манна, скрестите их и вы получите что-то похожее. Единственное, монтаж местами настолько рваный, а изображение так стремительно мечется перед глазами, что не всегда успеваешь уловить суть происходящего.
Концовка в фильме удивительная, так как имеет как удачный ход, так и крайне банальный. Во-первых, финал включает в себя изрядную порцию сентиментальности, что портит впечатление от достаточного жёсткого фильма (пары сентиментальных эпизодов, которые были до этого, хватает с лихвой). А во-вторых, герои-противники говорят одну и ту же фразу в отношении противоборствующих сторон — на этом параллелизме можно было эффектно закончить, но режиссёр зачем-то решил выбить слезу из зрителя.
К актёрским работам каких-то претензий нет — всё на месте, но здесь и не предполагалась мощная актёрская игра. Джейми Фокс традиционно отлично смотрится в роли крутого парня (здесь босса группы спецназначения), Дженнифер Гарнер уверенно держит автомат в руках, а Крис Купер, как всегда, больше всех говорит и делает это по делу.
Фильм Питера Берга «Королевство» — качественный триллер на любителя: те, кто ждёт от подобного кино ураганного экшна, будет разочарован — здесь всего две сцены действия, те же, кто любит сложную замороченную интригу, тоже останутся недовольны, так как у картины линейный элементарный сюжет, однако если вы хотите просто посмотреть фильм-расследование про возмездие и не ждёте от него сверхоткровений, то вы получите удовольствие от просмотра.
Любите хорошее кино!