главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Гоголь не нужен

 
       
Автор: Александр Иванов, 06 декабря 2006 г.
       

Чудные дела происходят на этой неделе в волгоградских кинотеатрах: из 11 фильмов местной афиши 6 — российского производства. Говорить о переломе в пользу отечественного кинематографа говорить пока рано, однако тенденция увеличения внимания к русском кино и, как следствие, появление в афише большего числа наших фильмов налицо. Один из этих шести российских фильмов — «Ведьма», широко рекламировавшийся как «первый российский фильм ужасов». На поверку картина Олега Фесенко оказалась достаточно нелепой современной переделкой повести Н. В. Гоголя «Вий».


С первых же кадров «Ведьмы» человек, помнящий советские времена, испытает чувство ностальгии. Помните, как в СССР снимали буржуинские реалии? Ехали в Прибалтику, приглашали местных артистов, сажали их на чудовищные машины иностранного производства — и все, какие-нибудь Соединенные Штаты Америки были готовы. Точно таким же приемом пользуется режиссер «Ведьмы» Олег Фесенко. Съемочная группа обосновалась в Эстонии, на все второстепенные роли позвали местных артистов (попробуйте угадать постаревших и сильно загримированных звезд советского кино Лембита Ульфсака и Арниса Лицитиса), посадили их на нелепые машины-корыта и в итоге получили такую милую сердцу любому советскому гражданину картину «американской глубинки». Правда, чтобы проект можно было раскрутить в родном Отечестве, создатели на главные роли позвали русских артистов: красавицу Евгению Крюкову и красавца Валерия Николаева. Получилось любо-дорого посмотреть: если бы ещё «злые америкосы» плели нити заговора против России, можно было бы сказать, что мы полностью вернулись в прошлое. Ан нет. На дворе двадцать первый век, поэтому снимать фильмы про заговоры так нельзя. Олег Фесенко снимал про другое — он натурально пытался забабацать «Вия нового поколения», перенеся действие повести Гоголя в наше время, стилизовав его под советское ретро, снабдив фильм немудрёной компьютерной графикой и надергав цитат из кучи разных фильмов.

Цитирование началось с самого начала. Вот Валерий Николаев валяется в постели с двумя красотками — это «Джеймс Бонд», вот он обнимает в ванной заброшенного дома красотку, которая в его объятиях оборачивается чем-то жутким — это «Сияние» Стэнли Кубрика, вот это что-то исчезает в ванной, а потом вода мощным потоком льётся через дверь, а герой убегает, — это «Тёмные воды». Вот появляется шериф в паре с полицейским, который оказывается его сыном, — это «Убить Билла». Вот артист Николаев лёжа плывет в лодке, с тоской глядя в небо, — это «Мертвец» Джармуша. Вот ведьма эффектно летает по церкви в ниспадающих развевающихся одеждах — это на выбор любая из китайских волшебных сказочек с героями на невидимых тросиках. И т.д. и т.п. То есть «Ведьма» — это цитатник от начала и до конца при стилизации под определённые фильмы. Где-то это мы уже видели. А не на великого ли и ужасного Тарантино замахнулся Олег Фесенко? Ведь в «Убить Билла» Кровавый Квентин использует как раз все те приемы, что, возможно, позаимствовал у него российский режиссёр. Ай-яй— яй, как нехорошо!

Ну да ладно — оставим предполагаемый факт заимствования на совести Олега Фесенко и попытаемся найти в его фильме что-то оригинальное и, желательно, хорошее. Самое лучшее — это тот комедийный эффект, что получается при попытке стилизации под советское ретро (правда, я совсем не уверен, что этот эффект предполагался создателями). Смотреть, как Лембит Ульфсак изображает сурового шерифа или как Арнис Лицитис (оба они в чудовищных бакенбардах) в инвалидной коляске читает на латыни Библию — невероятно смешно. Судя по всему, очень смешно на съёмках было и Евгении Крюковой — её ведьма, летая вокруг героя Валерия Николаева (кстати, он играет продажного журналиста — ну не любят везде пишущую братию), вместо того, чтобы пугать его, еле сдерживается от смеха. Действительно смешно: взрослая тетенька, известная актриса, а тут вдруг в костюме невесты летает по кругу в церкви и пугает взрослого мальчика с мачистской внешностью Валерия Николаева. Почему я так не уверен в рассчитанной комедийности происходящего? Да потому что к концу в фильме напускается такой пафос — аж до зубовного скрежета. Герой типа перерождается и обретает веру в Бога. Ну-ну… Только сделано это так топорно и откровенно халтурно, что хочется, вслед за жителями экранного городка, опустить глаза от стыда. Ну снимали бы комедию и не мучались!

Что касается соотнесенности «Ведьмы» и «Вия» (ведь написано, что фильм снят по мотивам этой повести Гоголя), то кроме сюжета (весьма вольно трактованного) от Гоголя не осталось и следа. Авторы картины рассудили, что классик ныне не нужен, но жестоко ошиблись: публика, выходящая после сеанса и недоуменно делящаяся впечатлениями, шелестела: «А старый фильм гораздо страшнее» (имеется в виду фильм «Вий» 1967 года выпуска с Леонидом Куравлёвым и Натальей Варлей в главных ролях, поставленный точно по повести гениального писателя). И тут мы пришли к самой наглой обманке фильма, заявленного «как первый российский фильм ужасов». Если создатели решили, что престарелое чудо в ванной и единожды показанное личико ведьмы, позаимствованное из «Мумии», делает их творение картиной ужасов, то они либо жестоко просчитались, либо просто ввели публику в заблуждение. Козырные сцены с полётом ведьмы и пытающимся спастись человеком сняты эффектно (ну как может быть не эффектна прекрасная Евгения Крюкова, если обрядить её в воздушные одежды и дать полетать под куполом церкви?), но отнюдь не страшно, скорее даже смешно, а уж если бы не отличный саундтрек, то всё действие и вовсе бы превратилось в фарс.

Как и полагается в проектах, рассчитанных на продолжение, в финале «Ведьмы» даётся толстый намёк, что ничего ещё не кончилось. Думаю, это только мечты создателей, ибо такой слабенький фильм вряд ли соберёт приличную кассу и денег на его продолжение никто не даст.

Вердикт фильму вынес артист Молодёжного театра Роман Шубин, с которым мы столкнулись после сеанса: «Муть какая-то!». Действительно, точнее не скажешь.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация