День 28 декабря мог стать отправной точкой в новейшей истории российского коммерческого кинематографа — в этот день на экраны вышел долгожданный фильм Николая Лебедева «Волкодав из рода Серых Псов», задолго до его выхода окрещённый «нашим ответом «Властелину колец». Если бы фильм действительно мог сравниться по мощи с творением Питера Джексона, Россия в одночасье входила бы в высшую лигу мирового кинематографа. После просмотра «Волкодава из рода Серых Псов» (как полностью называется картина Н. Лебедева) можно только воскликнуть в тяжком недоумении, заменяя ругательные слова эвфемизами: «И вот эту… ахинею мы… блин, ждали так долго?!».
В принципе ждать что-то особенное от «Волкодава» не имело смысла. Во-первых, неважная литературная основа — роман Марии Семёновой «Волкодав» при всей своей популярности играет на поле скорее «Конана-варвара», нежели «Властелина колец», что уже изначально снижает планку. Во-вторых, кто такой Николай Лебедев? Человек с образованием журналиста и киноведа, автор пары-тройки малобюджетных триллеров, сериала и патриотической «Звезды». Как говорится, в больших удачах замечен не был. В-третьих, когда промобюджет превышает бюджет производственный (14 против 10 миллионов долларов), то стоит задуматься, а не большую ли туфту нам всем хотят подсунуть. Тем не менее, если уж авторы брались за экранизацию типа славянского фэнтези, зрители были вправе увидеть качественный боевик, куда при желании режиссёр и автор сценария (единый в одном лице) мог вложить «много мыслей». Не вышло.
На всём протяжении более чем двухчасового фильма меня не покидало изумление — я словно бы смотрел клона «Конана-варвара», скрещённого с «Телохранителем», который отчаянно стремился выглядеть как «Властелин колец». Более чудовищное зрелище придумать сложно. Такое впечатление, что сценарий писала недоразвитая девочка, которой нравится стиль а-ля рюс, но она в нём ни черта не смыслит, но очень хочет показать свой мужской идеал. Мария Семёнова, собственно, и нарисовала в своей книге такой недостижимый идеал славянского супермена, который, правда, при переносе на экран сохранил лишь брутальную внешность (Александр Бухаров, вне всяких сомнений, по фактуре подходит на роль «Волкодава» практически идеально). К страдающему тяжкой формой умственной недостаточности сценарию добавляется крайняя форма визуальной неубедительности: выглядящие в статичном положении вполне прилично герои, как только начинают двигаться и говорить, вызывают лишь смех и злой сарказм — такое впечатление, что артисты все свои силы потратили на то, чтобы держаться в сёдлах и не покалечить друг друга в схватках. Наверное, Николай Лебедев хотел быть ближе к земле, отчего в его фильме всё так убого, но ведь он всё-таки снимал фэнтези, сказку, где эффектность и красочность идут рука об руку с лубком, а уж если режиссёру захотелось правдоподобия, то надо было идти в ученики к Алексею Герману, который бы ему показал, как надо воссоздавать «историческую» реальность. В итоге всех этих проблем «Волкодав» представляет из себя тупое, скучное и убогое зрелище, могущее разве что развеселить, да и то под пиво. А сколько было шума! Какая была рекламная кампания! Уж лучше бы эти миллионы долларов отдали детям, если уж поскупились пустить в производство.
Начинается «Волкодав» невероятно пафосно: голосом Николая Лебедева озвучиваются слова «Когда боги жили среди людей, а люди уподоблялись богам» (появляющийся текст стилизован под славянское написание). После чего на экране появляются декорации, один в один из клипа Дмитрия Маликова «Золотой рассвет» — типа беззаботное поселение мирных славян, занимающихся весёлым трудом. Уже напрягаешься. Дальше — больше. Вдруг налетают злыдни, крушат деревню, почему-то всех убивают, при этом злобно рыча, а единственного оставшегося в живых мальчонку зачем-то отправляют на рудники (наверное, чтобы он вырос и смог отомстить в честном бою). Чешешь затылок и говоришь: «Мдя, завязка удручающая». Дальнейшее — это прогрессирующий маразм, перетекающий в навязчивый бред. Судя по всему, мальчонка вырос и стал мощным воином по кличке Волкодав. Он пришёл к врагу, чтобы убить его. Враг находится в страшном замке, проникнуть в который невероятно просто — достаточно не постучавшись войти, быстренько найти комнату злодея, замочить единственного охранника и сразиться в честном бою с Людоедом (злодей носит странное имя и внешность сильно загримированного Александра Домогарова). Враг, как водится, после непродолжительной схватки отдаёт богу душу — драться он, судя по всему, не мог с детства. После этого нужно всё вокруг поджечь, освободить рабыню одну штуку, спасаясь, услышать крики «Чужой!» (и это после шумного боя с Людоедом), укрыться в подземелье, а когда выхода нет, освободить слепого архитектора (тоже одну штуку) и скрыться в неизвестном направлении при помощи тайного подземного хода. Так подробно я ударился в пересказ, чтобы показать всю маразматичность происходящего на экране, которая с каждым кадром лишь усиливается. Пробегусь по особо ударным моментам.
Лечение. Процесс врачевания в давние времена был простой: наложение рук и призывание богов. Слепой архитектор, на поверку оказавшийся адептом белой магии (ау, Гэндальф!), практиковал наложение рук, Волкодав — призывание богов. Все хорошие выжили.
Обвинение. Когда Волкодав пришёл в Галирад с мечом самого плохого злыдня со смешным именем Жадоба, то его тут же приговорили к казни, обвинив в том, что он Жадоба и есть. И ничего, что Волкодав добыл этот меч при свидетелях, ничего, что он ходил по городу и разузнавал про кузнеца, его выковавшего, ничего, что у него не было злодейских отметин (Кнесинка как раз и спасла воина, на секунду включив мозг и приказав проверить наличие этих отметин).
Боги. Боги мутны и непонятны. Волкодаву, к примеру, всё время мерещится тётка по имени Кендарат с внешностью Натальи Варлей, которая знает только две фразы: «Не делай этого» и «Миром правит любовь». Над Галирадом (деревянный город в натуральную величину был построен в павильоне «Мосфильма») всё время сгущаются тучи и царствует вечная полуосень-полузима, правда, почему это происходит, непонятно, так как главный злодей только мечтает выпустить на волю богиню Зла, а до этого кроме набегов на плохо защищённые обозы и деревни ничем не отметился. Финальное божество — это форменное ушлёпище непонятного назначения, состоящее из бешено вращающихся камней и огня.
Левые пассажиры. Фильм просто изобилует героями, которые не играют никакой роли. Освобождённая рабыня (её играет волгоградка Евгения Свиридова) исполняет роль повзрослевшей Дакоты Фенинг, то есть истошно кричит, а также оголяется. Слепой врачеватель всё время произносит фразу «Мне нужно тепло» и что-то там делает со светом (опять ау, Гэндальф) в конце фильма. Освобождённый раб ходит вокруг Волкодава, а потом зачем-то в компании с освобождённой рабыней и слепым старцем отправляется к каким-то небесным вратам, которые им дружно вздумалось открыть. В городе каких-то урюков Волкодав освобождает женщину с ребёнком, вся роль которой многозначительно сказать своему освободителю «Ты из рода Серых Псов» (Серых Псов в фильме замечено не было — разве что убиенные мирные деревенские жители являлись великими воинами, забывшими во время набега, что они великие воины).
«Чёрная стрела». Кстати, об урюках. Эпизод, когда обоз галирадцев попадает во владения комической царевны в исполнении Нины Усатовой, напрямую отсылает к комедии Аллы Суриковой «Две стрелы» — те же доисторические люди-дебилы.
Заимствования. Раз уж сказал про «Две стрелы», то нельзя не сказать про другие подозрительные эпизоды. Как бы ни открещивался Николай Лебедев от «Властелина колец», основным поставщиком цитат как раз явился шедевр Питера Джексона. Жадоба — это тот же Саурон, только по-русски убогий: он также расшвыривает простых воинов пачками, хотя с Волкодавом он может биться лишь на равных, ему также отрубают руку (хорошо хоть обошлось без кольца). Узкий мост над пропастью сильно напоминает такой же мостик, где Гэндальф сразился с Барлогом. Про переклички слепца и мага из романа Толкиена я уже говорил выше. Ещё один фильм — это «Телохранитель» с Кевином Костнером. Когда Волкодав закрывает телом Кнесинку, просто ждёшь, что сейчас зазвучит «I will always love you» Уитни Хьюстон (эта песня вообще могла стать лейтмотивом картины). Но больше всего лично меня убило просто-таки воровство: в финале Волкодав аки настоящий Горец вдруг поднимает руки с мечом над головой и начинает подзаряжаться от молнии. Ну да, понятно, Волкодав один такой, но причём здесь «Должен остаться только один»? Про стилистику «Конана-варвара» я вообще молчу — такое впечатление, что этот убогий фильм был настольной картиной Николая Лебедева. Думаю, в «Волкодаве» есть и другие заимствования, но и уже названных — через край.
Ляпы. Их так много, что аж страшно. Например, прислужники Жадобы весь фильм пытались убить Кнесинку, а потом выяснилось, что только её кровь, пролитая в особом месте, может дать необходимый злыдню эффект. Вопрос на засыпку: так зачем её было нужно убивать? Совершенно безумным выглядит эпизод похищения Кнесинки. Сначала предательский Лучезар невероятным образом вливает во флягу Волкодава дурман-траву (хотя наш супербизон не снимал её с пояса), а затем, когда даётся общий план, становится видно, что лагерь разбит на опушке леса, у него нет боевого охранения, а стражники беспробудно спят возле костров во время проливного дождя (!!!).
Волкодав. Нормальный такой пацан: широк в плечах, угрюм, рубит всем, что под руку попадётся, истинный ариец. Как все супергерои, повторяет одно и то же действие: если, к примеру, герой Владимира Машкова в «Охоте на пиранью» всё время повторял «Ну это нормально», то герой Александра Бухарова перед каждой схваткой демонстративно подвязывает волосы. Шоб все враги заранее испугались — ведь голыми руками порвёт, когда волосы подвяжет (это не шутка — Волкодав в фильме даже цепи рвёт руками). Особенно радует его рудниковая история. Еле ходящий, в крайней степени истощения, он невероятным образом убивает мощного и сытого надсмотрщика и его отпускают с миром, причём он выходит из подземелья и замирает на краю пропасти (наверное, к своим необъяснимым фехтовальным умениям он ещё и владел техникой левитации).
Олень. Олень в фильме вроде не появляется, но это как сказать. Кнесинку зовут Елень. Наверное, Мария Семёнова думала, что это древнерусская форма имени Елена? Так имя греческое, а елень — это натурально олень. Кнесинка Олень. Как вам это нравится?
Финал. Ну, чем кончится фильм, было ясно даже до его просмотра, вот только такую бредовую развязку даже предположить невозможно. Понятно, что наши победили, но вот кого? Если Жадоба собирался выпустить на волю неконтролируемое каменно-огненное ушлёпище, то зачем он собирался это сделать, если толку от это не было никакого?
Во всём фильме симпатию может вызвать разве что Нелетучий Мыш — несколько экземпляров камбоджийской лисицы (такого милого зверька с крылышками) и компьютерная анимация делают своё дело, отчего этот персонаж получается единственно живым. Но ведь один герой, тем более бессловесный и, кстати, совершенно не нужный по сюжету, не может спасти безнадёжный фильм.
По зрелом размышлении у меня родилось подозрение: а вдруг Николай Лебедев снимал не фэнтези, а комедийный комикс, просто никому ничего про это не сказал? Если рассматривать «Волкодава» с этой точки зрения, то фильм получился действительно весёлым: картонные дурилки размашисто шагают по экрану. Вот только куда деть весь рекламный пафос, в том числе и слова Лебедева про сказочную историю? Некуда. Так что «Волкодав» — это мутный фильм, оказавшийся пока самым большим пшиком в нашем коммерческом кинематографе.
Напоследок приведу лишь несколько отзывов моих знакомых: «Саня, ты был прав — х… редкостная», «Такое впечатление, что на голову надели целлофан и ты лишь изредка что-то можешь понять», «Жалко потраченных на «Волкодава» денег и времени». Ни одного положительного отзыва я не слышал.
Любите хорошее кино!