Радует меня французское кино: фильмы, выходящие в широкий прокат, никогда не опускаются ниже определённого уровня, чем зачастую грешит тот же Голливуд. Прекрасный образчик детективного жанра снял Гийом Кане — фильм называется «Не говори никому» (Ne le dis à personne).
Детектив известного французского актёра и режиссёра Гийома Кане «Не говори никому» — отличный пример кино с человеческим лицом, то есть супермужиков, крушащих всё на своём пути, в нём нет в принципе.
Начало у картины камерное: большое беззаботное французское семейство распивает вино, затем пара супругов отправляется в свой загородный дом, где с ностальгией вспоминает прошлое. Так как жанр фильма — детектив, подсознательно ждёшь, что идиллия сейчас закончится. Именно это и происходит: мужчину отоваривают бейсбольной битой по голове, а женщину убивают. Казалось бы, о чём можно снимать дальше? Но тут-то и начинается самое интересное — разворачивается хитро выдуманная интрига, держащая интерес зрителя до самого финала.
Гийом Кане снял классическую детективную историю в духе романов Жоржа Сименона, развивающуюся неспешно и размеренно: герои больше говорят, чем действуют, однако их диалоги не утомляют, так как зритель вместе с главным персонажем постоянно узнаёт что-то новое и постепенно приближается к разгадке, узнать которую можно будет лишь в концовке. Есть в фильме и экшн, всё-таки жанр обязывает, но в строго дозированных объёмах, причём всё по делу, когда без активных действий невозможно развития сюжета, то есть нет бестолковой стрельбы, головокружительных трюков и зубодробительных схваток — всё, как в жизни.
Разматывание интриги в «Не говори никому» происходит на фоне истории любви, показанной на разных этапах развития: муж должен убедиться в верности убитой жены, а заодно и выяснить, что же на самом деле произошло той ночью в загородном доме, когда случилось несчастье. Плюс идут постоянные флэш-бэки из детства героев, полюбивших друг друга ещё в восьмилетнем возрасте. Здесь кроется необъяснимый парадокс, ибо артисты, играющие взрослых героев (Франсуа Клузе и Мари-Жози Кроз), явно отличаются по возрасту — Клузе минимум лет на десять старше Кроз, хотя дети подобраны примерно одного возраста. Но без досадных ляпов, кажется, не бывает ни одного фильма. Чтобы закрыть их тему в описании данного фильма, приведу ещё парочку наиболее забавных. Первый весёлый глючок случается, когда в квартиру к главному герою без санкции прокурора врывается полиция на том лишь основании, что он заходил в гости к женщине, которую убили несколько часов спустя. Представить это в цивилизованной Франции (главный герой ведёт добропорядочный образ жизни, работая в солидной клинике, не являясь представителем «нацменьшинств») можно с трудом. Вторая веселуха происходит, когда доктор, за коим пришли, срывается и совершает невероятный для своего возраста (по фильму ему лет пятьдесят) забег, хоть и с трудом, но убежав от целой кучи молодых полицейских. Чудеса да и только!
Главный герой в исполнении уже названного Франсуа Клузе невероятным образом напоминает сразу двух актёров: в меньшей степени другого француза Даниэля Отоя (такой же маленький, но бодрый носатый француз), в большей — Дастина Хоффмана. С последним Франсуа схож не только лицом, но и комплекцией, отчего временами кажется, что натурально смотришь на игру американской звезды. Тем неё менее внешняя схожесть ничуть не умаляет достоинств Клузе — несчастный доктор, пытающийся докопаться до истины, в его исполнении выглядит очень убедительно.
В «Не говори никому» снялась целая россыпь звёзд французского кинематографа старшего поколения. Например, Натали Бэй сыграла железную леди-адвоката, безупречно знающую законы и тем самым разбирающуюся с полицией очень лихо. Андре Дюссолье уже в который раз сыграл пожилого полицейского и сделал это как всегда на приличном уровне. Эпизодическая роль серого кардинала досталась Жану Рошфору, присутствующему в фильме скорее в роли свадебного генерала, нежели необходимого персонажа: за весь фильм звезда сказала лишь пару реплик, задумчиво посматривая в камеру. Не обидел себя и режиссёр, дав себе небольшую роль эдакого мажора-педофила. Также в фильме можно полюбоваться на Кристин Скотт Томас в роли стареющей лесбиянки — актриса хоть и родилась в Англии, но последние лет двадцать проживает в Париже, поэтому регулярно снимается во французских лентах.
Не обошёл стороной Гийом Кане и недавние массовые беспорядки, устроенные в парижских предместьях арабскими студентами: в его фильме также нашлось место крушению полицейских машин, вот только смысл был совсем другой — так весело маргинальные друзья доктора отвлекали внимание копов, пока доктор ныкался от стражей порядка.
Улыбнулся режиссёр и современной жизни, вырабатывающей в людях новые условные рефлексы: в фильме есть момент, когда мужчина подходит к женщине и спрашивает, который час, на что та отвечает, предварительно посмотрев на дисплей сотового телефона, хотя у неё на руке были часы.
Что ещё радует в европейском кино, так это нормальное отношение к показу обнажённой натуры: ну купаются мужчина и женщина голышом в собственном пруду, и пусть купаются — никто не будет закрывать актёров всякими хитрыми способами и придумывать не менее хитрые ракурсы, как это зачастую делают голливудские товарищи, особенно в отношении мужчин. Представляю, с каким ужасом за океаном смотрели на кадры, когда Франсуа Клузе выходит из воды в костюме Адама.
Фильм Гийома Кане «Не говори никому» — хорошее европейское жанровое кино, в котором напряжение достигается не рваным монтажом и погонями-перестрелками, а возможностью зрителя подумать вместе с главным героем. Не обошлось, конечно, без некоторых натяжек, но в целом получилось довольно-таки достойно.
Любите хорошее кино!