Забавно, но факт: иногда фильмы выходят в прокат по принципу «Мы с Тамарой ходим парой». Например, одни за другим можно было посмотреть истории «про индейцев» («Апокалипто» и «Следопыт»). Теперь вот получила продолжение тема фокусников: совсем недавно мы посмотрели «Иллюзиониста» с Эдвардом Нортоном в главной роли, а вот теперь в прокат вышла драма с элементами фантастики «Престиж» (The prestige), в которой противостоят друг другу видные мужчины Кристиан Бейл и Хью Джекман.
Что не удалось Нилу Бергеру в его довольно-таки среднем «Иллюзионисте», великолепно удалось Кристоферу Нолану в «Престиже», а именно: внятно рассказать историю фокусника (в данном случае двух фокусников), которая на поверку оказывается не тем, чем кажется. Британский режиссёр Кристофер Нолан, похоже, вообще не умеет снимать плохое кино — все его фильмы («Помни», «Бессонница», «Бэтмен: Начало») имеют сложную структуру и никогда не заставят скучать перед экраном.
На этот раз Кристофер Нолан взялся за историю противостояния двух знаменитых фокусников, рождённых фантазией Кристофера Прайста (собственно, фильм «Престиж» поставлен по роману «Престиж», однако насколько экранизация близка к оригиналу, не берусь судить — не читал). Итак, представьте. Лондон. Рубеж девятнадцатого и двадцатого столетий. Сочетание вычурной роскоши и убогой нищеты. Два фокусника. Каждый считает себя лучше. Их противостояние насчитывает не одну смерть. Победителей не будет. Интригует? Ещё как!
У фильма нелинейная композиция — он начинается с кульминации. Однако тут же забываешь об этом, так как действие переносится в прошлое, потом в настоящее и так скачет до самого конца, не давая расслабиться и озадачивая неожиданной развязкой. Собственно, вынесенный в название «престиж» — это совсем не то, о чём вы подумали, это третья часть фокуса. Каждый хороший фокус, узнаем мы из фильма, состоит из трёх частей. Первая — это «обещание», когда фокусник показывает нечто обычное, на самом деле таковым не являющееся. Вторая — это «поворот», когда случается что-то, как всем кажется, сверхъестественное, когда предмет или человек исчезает на глазах изумлённой публики. И после этого наступает третья часть — тот самый «престиж», когда предмет или человек вновь показываются на глазах уже поверившей в исчезновение публики. Именно такую структуру имеет и фильм Кристофера Нолана, представляющий один большой фокус, досконально разобраться в котором мне, например, так и не удалось. Для начала режиссёр даёт затравку, «обещание», показывая будни фокусников, которые дурачат зрителей всеми возможными способами. Уловок так много, что разбегаются глаза, не хватает только фокуса с распиливанием женщины. Нолан подробно показывает всяческие механические приспособления, вроде бы объясняя, как всё происходит. Однако следующий ход — «поворот» — вдруг обескураживает: понимаешь, что ничего не понимаешь. Только что было всё понятно и — на тебе: лёгким движением фокус вдруг становится настоящей магией.
Особо внимательные зрители, конечно, смогут заподозрить, в чём тут дело (для них Нолан расставляет вешки: как бы случайно оброненные фразы, ракурсы и т.п.), но даже если это удаётся (мне, например, удалось разгадать одного из фокусников), то всё равно финальный «престиж» не даст окончательных ответов. Конечно, фильм британского режиссёра не идеален по смыслу, в нём всё-таки имеются такие допущения, которые не позволяют сложить всю мозаику событий воедино (к примеру, так и не понятно, как была доказана виновность в убийстве коллеги одного из фокусников), вмешивается настоящая необъяснимая фантастика, вроде бы основанная на научных достижениях гения Никола Тесла, однако «Престиж» является таким отличным фокусом, который хочется пересмотреть ещё раз, чтобы попытаться до конца уловить суть многоходовой комбинации Кристофера Нолана.
В «Престиже» собран просто звёздный состав, за одним исключением выглядящий мощно и убедительно. На первом плане выдающиеся мужчины нашего времени — Кристиан Бэйл и Хью Джекман. Велик соблазн сравнить их противостояние со схваткой Бэтмена (одна из прошлых ролей Бэйла) и Росомахи (одна из прошлых ролей Джекмана), однако на протяжении фильма лично у меня даже тени мысли не мелькнуло на этот счёт. Каждый из актёров весьма убедителен в своей роли: Бэйл — это просто какое-то идеальное воплощение высокомерия, местами кажущееся просто запредельным; Джекман — красавец-мужчина, желающий стать лучшим, но которому всё время что-то мешает.
Интересно наблюдать, как по ходу фильма герои меняются ролями: если 2/3 картины рулит как фокусник персонаж Бэйла, то под конец вдруг первым становится герой Джекмана. Но это ни на йоту не приближает к разгадке. Финальный диалог двух главных героев озадачивает, проливает много света на произошедшее, но на все вопросы не отвечает, а уж последний кадр просто изумляет и заставляет задуматься: а понял ли я вообще что-то? Схожий эффект я наблюдал в «Револьвере» Гая Ричи, который тоже так заморочил зрителей, что ни в чём после просмотра нельзя было быть уверенным на сто процентов.
В роли титора двух фокусников блестяще выступил Майкл Кейн, которому идеально подходят такие отеческие роли. Сэр Майкл хорош, просто хорош!
В изобретателе Никола Тесла, если присмотреться, можно угадать культового Дэвида Боуи, а в его помощнике — Горлума, то бишь Энди Серкиса (редкий случай, когда этот артист показывает своей настоящее лицо). Парочка у них получилась что надо: такие то ли шарлатаны, то ли гениальные безумцы, экспериментирующие с электричеством и магнитными полями.
Провальная роль в фильме, как мне показалась, одна — это помощница обоих фокусников в исполнении Скарлетт Йоханссон. Похоже, эта актриса окончательно перешла в разряд кукол Барби, которые всю игру вкладывают в надувание губок и стреляние глазками. Скарлетт с видом беззаботного барашка порхает по экрану, радостно примеряя на себя старинные сложносочинённые платья, разнообразные шляпки и прочую мишуру, даже обидно как-то становится за обоих героев — как он могли на пару полюбить сие весьма глуповатое создание.
Фильм Кристофера Нолана «Престиж» имеет массу плюсов: отличные сценарий, актёрскую и операторскую работу, декорации и костюмы, музыку, и если бы не досадные смысловые промахи, быть бы ему близким к идеалу. Но и так «Престиж» — это классное кино, которое так редко случается в развлекательном жанре.
Любите хорошее кино!