Похоже, Мел Гибсон начал новую моду на индейцев: вслед за его «Апокалипто» в российский прокат вышел фильм Маркуса Ниспела «Следопыт» (Pathfinder), где североамериканские индейцы взаимодействуют с викингами и который иначе как комедией не назовёшь.
Когда-то давным-давно, когда деревья были большими, а североамериканские индейцы маленькими, мало-мало ходила по хворост индианка детородного возраста. И увидела она тень, и был это Конь Блед. Но не смерть нашла индианка детородного возраста, а странную конструкцию, которая при ближайшем рассмотрении оказалась потерпевшей крушение ладьёй викингов. Удивилась сильно индианка детородного возраста и почувствовала непреодолимую тягу заглянуть внутрь странного сооружения. Там нашла она множество трупов без следов разложения (воды священной реки индейцев обладали тогда хорошими консервирующими свойствами) и стала трогать всё руками, периодически вопя от ужаса. Но любопытство было сильнее и было вознаграждено — нашла искунья мальца. Малец был грязен, запущен и слаб. Но гордо держал меч викингов в руках. Так началась эта история. Всё остальное — это легенда.
Удивительные истории порой рождает Голливуд. В принципе, о походах викингов на Северную Америку задолго до официального её открытия Христофором Колумбом известно всем. Совсем не удивляет и желание Голливуда снять кино на эту тему. Но вот полученный продукт вызывает изумление. Начало у истории пафосное: «За 600 лет до Колумба в Америку приплыли викинги, желавшие её покорить. Но что-то им помешало. Всё остальное — легенда». Отмазка, конечно, хорошая, но вот легенду, судя по всему, сочиняли обкуренные голливудские циники. В основу «Следопыта», надо думать, легли восточногерманские фильмы про индейцев с Гойком Митичем. Помните, какие-то монголы в роли индейцев и один красавец-мужчина в роли главного супербизона? Здесь всё примерно так же, разве что монголов не стали звать — всё-таки своих индейцев под боком хоть отбавляй. Главный герой подтянут, мускулист, носит внешность Эомера ака Карл Урбан и весьма непохож на других. Он — тот самый невероятно выживший мальчик, найденный на корабле. История его дика и безумна. Добрый папаша-викинг взял двенадцатилетнего сынулю в поход в неизвестные земли, где малец вдруг проявил малодушие и отказался убивать индейских детей, отчего папа натурально выпорол сынку посреди поля битвы, сказал: «Ты мне больше не сын» и отплыл с другими викингами в неизвестность. Зачем приплывали викинги, непонятно. В фильме вообще всё непонятно, если рассматривать его с точки зрения логического мышления. Если же его отбросить и воспринимать, как комедию, то становится веселее. В общем, дело было так.
Дикие мужики с бородами, накрашенными лицами и рогатыми шлемами решили потусить подальше от дома, отчего в составе примерно человек пятидесяти приплыли в Америку и цинично истребили первое попавшееся селение мирных и беззащитных индейцев, которые были способны заниматься только вязанием и сложением песен. Процесс истребления беззащитных им так понравился, что они решили изловить самого ловкого воина из истреблённого селения и сделать его следопытом, который бы привёл их в другие селения (как нашли такие беспомощные викинги первое селение — история умалчивает). Самый ловкий воин в руки даваться не хотел, ловким ударом меча он разметал матёрых викингов (до этого нам полминуты показывали, как чувак машет мечом по воздуху, изображая бой с тенью), аккуратно лишил глаза помощника вождя и побежал, на ходу решив поиграть в Джеймса Бонда. Для этого он прыгнул пузом на щит и понёсся вниз по склону, преследуемый викингами на невесть откуда взявшихся многочисленных санях. И такая лажа творится весь фильм. Поначалу просто не понимаешь, что происходит. Например, климат, по версии создателей «Следопыта», был раньше таким безумным, что сочетал все времена года. Вот главный герой с обнажённым торсом идёт на охоту — то есть лето. Потом вдруг он закутывается в шкурку — то есть рядом с летом живёт зима. Потом нам показывают индейцев в лёгких одёжках — то есть осень. Такое впечатление, что авторы фильма выбирали себе время года в зависимости от сцены: надо на санях погонять — зима, надо в воду — прыгнуть — весна и т.п.
Всё стало более или менее понятно, когда старый следопыт (так в фильме именуют шамана) пропел какую-то лабуду, вытащил из спины ловкого воина наконечник стрелы и стал его обкуривать, с удовольствием затягиваясь какой-то подозрительной субстанцией. В зале начался смех. Программное заявлении авторы сделали. Всё остальное можно было уже воспринимать, как плод обкуренной фантазии. Вот что могут сделать викинги, если их человек 50 и они истребили одно поселение? Когда покуришь, в голову приходит только одно — kill them all, то есть убить всех обитателей Северной Америки. «А чё, мы разве не воины?!» — воскликнули викинги и пошли войной на всех. Всех было тоже мало — судя по всему, тогда во всей Северной Америке обитало тоже человек 50 индейцев. И вот чтобы истребить жалкую, не способную к сопротивлению кучку автохтонов, викинги попёрлись незнамо куда с риском для жизни. По ходу дела с ними случилось три «подвига»: сначала они попали в сцену из фильма «Рембо: Первая кровь» (вот дался им этот фильм — Мел Гибсон сделал то же самое), когда с ними начал расправляться ловкий воин (викинги — они тупые. Пришли кучей, а ловить воина стали поодиночке), потом то ли в сцену из фильма «Александр Невский», то ли из «Короля Артура» (скорее, из последнего, вряд ли в Голливуде знают наш старый фильм), когда они тупо попёрлись по тонкому льду через озеро, а в финале с ними приключился форменный «Властелин колец», когда они шли узкой тропой через горы, только, в отличие от героев Толкиена, викинги погибли.
Что хотел сказать своим фильмом режиссёр Маркус Ниспел, я так и не понял. Если он снимал комедию, то почему у него было так много пафоса и трагедии в глазах актёров? Чуть-чуть сместить акценты и получилась бы отличная комедия на тему «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет». А так всё выглядит просто нелепым до безобразия. К примеру, индейцы не могут себя защитить по причине отсутствия оружия из металла, но вот появляется шаман и начинает на пару с ловким воином коцать викингов пачками, будучи вооружён посохом и палкой-копалкой.
Вот что у Ниспела получилось хорошо, так это облик викингов. Такие трэшевые монстры в чудовищных шлемах, мрачно выходящие из ладей. Всё-таки опыт ремейка «Техасской резни бензопилой» не прошёл для режиссёра даром.
Искренне жаль Карла Урбана, для которого роль Эомера во «Властелине колец» остаётся пока лучшей в карьере — со «Следопытом» ему явно не повезло в очередной раз. Вроде всё при нём — стать, внешняя привлекательность, пронзительный взгляд, а вот снимается в такой чепухе, что аж стыдно. Не будем загадывать, но гвоздь в гробик своей карьеры Урбан участием в проекта Ниспела вбил приличный — после такого в хорошее кино на главную роль уже вряд ли позовут.
Так что я вас предупредил: «Следопыт» можно посмотреть только как комедию, в другом случае он ничем не отличается от «Эрагона». А лучше бы в Голливуде сняли экранизацию романа Фенимора Купера «Следопыт» — там хоть история внятная.
Любите хорошее кино!