главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Навязчивая нумерология

 
       
Автор: Александр Иванов, 04 мая 2007 г.
       

Джим Кэрри продолжает завоёвывать новые горизонты, постоянно отходя от привычного комического амплуа. Его драматические роли заслуженно снискали ему успех, отчего он решил продолжать и дальнейшие поиски. Теперь Джим решил сняться в триллере, правда, в весьма специфическом — нумерологическом, который и название имеет соответствующее: «The Number 23», получившем в нашем прокате аппендикс и именующемся «Роковое число 23». В новом для себя жанре Кэрри доверился режиссёру Джоэлю Шумахеру.

Джим Кэрри Джоэль Шумахер — режиссёр нестабильный: то снимет отличный фильм «Падение» (у нас его ещё переводили «С меня хватит»), то богомерзкую ахинею «Бэтмен и Робин». Судя по всему, именно на последней картине пересеклись дорожки режиссёра и Джима Кэрри, и спустя ровно десять лет они снова оказались на одной съёмочной площадке. На этот раз Кэрри повезло больше — Шумахер уже снял ужасный фильм (три года назад — «Призрак оперы»), а потому явно жаждал сделать что-то такое не мейнстримовское. Отчасти у него это получилось, ибо «Число 23» вряд ли найдёт отклик в сердцах тех, кто пойдёт на «фильм с Джимом Кэрри», так как фильм слишком заморочен и напрочь лишён всех фирменных актёрских ужимок. С другой стороны, картина вышла настолько неоригинальной, что лишь талант Кэрри спасает её от провала.

Обо всём по порядку. Сначала о хорошем. Сразу радуют титры: такая стилизация под напечатанные буквы и цифры, среди которых перманентно встречается число 23, порой складывающееся путём простых арифметических действий.

Джим Кэрри Джоэлю Шумахеру удалось очень даже неплохо рассказать историю, имеющую вставную историю, и при этом не запутаться. Главный герой Уолтер Спэрроу находит книгу, под названием «Число 23», содержание которой и составляет вставную историю, причём Кэрри играет не только читающего книгу, но и главного персонажа этой книги. Чем-то это отдаёт недавним фильмом Даррена Аранофски «Фонтан» (о заимствованиях и пересечениях чуть ниже), но суть ленты Шумахера кардинально другая. Режиссёр даже успевает пугнуть зрителя тем, что в книге герой начинает говорить о другой книге — впору предположить бесконечную множественность отражений, однако Шумахер жалеет смотрящего, который отделывается лишь лёгким испугом.

Не знаю, кому как, а лично мне Джим Кэрри в роли шизофреника очень понравился — смотрится весьма убедительно. В реальной жизни — это затюканный работник Департамента по контролю за животными (такой вот толстый намёк на актёрское прошлое Джима, сделавшие его мегапопулярными две части «Детектива по розыску домашних животных»), в книжной — супергерой из комикса. Помимо раздвоения по фильму идёт такая шизофрения популярного образа из Pet Detective: в одном пласте остались животные, которых герой Джима Кэрри в «Числе 23» явно не любит, а в другом — детектив.

Также есть хорошая и грустная шутка. Когда жена протягивает Уолтеру книгу, тот отказывается её читать: «А зачем? Дождусь выхода фильма». Увы, такова у нас нынче суровая реальность.

Число 23 А теперь о плохом. Фильм «Число 23» заимствует так много, что сбиваешься со счёта, где что. Больше всего пересечений у фильма с уже упомянутым Дарреном Аранофски: мало того что оператор-постановщик фильма — Мэттью Лимбатик, снявший все фильмы Аранофски, а из его последней картины «Фонтан» заимствована структура повествования, так нумерологическе изыски Уолтера прямо отсылают к другому фильму Аранофски — «Пи». Только если в «Пи» главный герой через числа пытается постигнуть сущность мира, то в «Числе 23» нумерология настолько навязчива, что просто становится каким-то нездоровым споротом. Над подобной подгонкой окружающих цифр к единственному числу как-то заглумился в своём романе «Числа» Виктор Пелевин, в фильме Джоэля Шумахера же всё очень серьёзно. Даже не представляю, сколько времени авторам картины пришлось потратить на поиски всех этих фактов, где фигурирует число 23. Добрались даже до Библии, благо там все строчки посчитаны, отчего фильм как начинается со строчек 23-го псалма Псалтыря «Если я пойду и долиною смертной тени…», так и заканчивается словами из того же Ветхого завета — только теперь из Книги Чисел «…и испытаете наказание за грех ваш, которое постигнет вас» (Глава 32, строка 23). Просто маниакальность какая-то! Понятное дело, режиссёр хотел показать одержимость главного героя, но от мелькания числа 23 просто устаёшь.

Фильм Джоэля Шумахера Что касается других фильмов, то они есть у Шумахера. Например, комиксовая сторона «Числа 23» подозрительно напоминает «Город греха», татуировки и саксофон Фингерлинга — «Море Салтона» с Вэлом Килмером. Когда же наступает развязка, то просто вылезают уши «Обычных подозреваемых», «Сердца ангела» и «Машиниста». Даже как-то обидно становится: смотришь-смотришь кино, пытаешься разобраться в его хитросплетениях (некоторые с первого раза не просечёшь), а тебе потом бац — и выдают нечто вторичное. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в плане замороченности авторы постарались на славу: чтобы собрать воедино все ниточки, придётся очень сильно напрячься. Правда, не факт, что всем захочется это делать.

А ещё убила шовинистская шутка. На приёме у доктора после укуса собаки Уолтер Спэрроу выдаёт вот такой вот перл: «Я сам виноват, так как подставил руку для укуса низшему в интеллектуальном плане существу. Это всё равно, что доверить выбор цвета стен жене». К чему бы это?

Нельзя не отметить операторскую работу — чувствуется рука мастера: Мэттью Лимбатик сотворил двуединую трэш-действительность, которая ненадолго расходится, но имеет одну основу. Хотя уж очень подозрительно визуальный ряд напоминает фильмы всё того же Аранофски, но куда ж от этого — оператор один.

Число 23 В фильме разбросано много разных приколов и аллюзий, особенно радует образ суицидальной блондинки, прямиком пришедшей из песни «Суицидальные блондинки» группы INXS, для которой Джоэль Шумахер как-то снимал видео.

Фильм Джоэля Шумахера «Число 23» — это достаточно запутанный подвид конспирологического триллера. Он может понравиться любителям сложносочинённых историй, которые сам процесс разматывания клубка сюжета любят сильнее полученного результата, а также поклонникам не комедийных талантов Джима Кэрри. Если же вы ждёте от Джима вечной комедии, лучше этот фильм пропустить.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация