Дело комикса живёт и процветает. После успеха детальной экранизации графического романа Фрэнка Миллера «Город греха», которую воплотил в жизнь культовый Роберт Родригес, вряд ли у кого были сомнения, что другие комиксы этого художника останутся в стороне. Действительно, не остались — на наших экранах демонстрируется фильм-комикс Зака Снайдера «300 спартанцев» (300), в кои-то веки переиначенный нашими локализаторами в плане названия очень правильно — какие ещё «300», как звучит название фильма в оригинале? У нас этого не поймут, поэтому и появляется «300 спартанцев», что сразу говорит всем, о чём картина.
История о подвиге спартанцев, в количестве 300 человек под предводительством царя Леонида сдерживавших наступление несметного персидского войска под предводительством царя Ксеркса в Фермопильском ущелье, известна если не каждому школьнику в мире, то уж российскому точно (программа «История Древнего мира», 6 класс). Однако горячие головы, подзабывшие, видно, школьный курс, уже успели объявить в Интернете, что фильм Зака Снайдера «300 спартанцев» — чуть ли не историческая правда. Во-первых, всей правды мы знать элементарно не можем, потому что кто в точности знает подробности событий, имевших место в 480 году до нашей эры? А во-вторых, есть официальная точка зрения на битву при Фермопилах, которая, помимо всего прочего, ещё и очень логично выглядит, поэтому в двух словах перескажу, что, по мнению, историков тогда произошло. Персидский царь Ксеркс со своим огромным войском вторгся в Северную Грецию и пытался попасть в Среднюю Грецию, куда по суше вёл единственный Фермопильский проход, где объединенное греческое войско и дало бой персам. После нескольких дней ожесточенных сражений греки были преданы и персы обошли их по обходной горной тропе, вследствие чего греческие войска отступили, а Леонид с тремя сотнями воинов (и с кучей рабов-илотов) остался биться, погибнув вместе со всеми. Всё у этой истории просто и даже не особо вызывает сомнения, поэтому, когда вы будете смотреть, как в фильме на войну идут всего 300 спартанцев, помните, это уже миф.
Всяческие несоответствия только на этом не заканчиваются. Например, у Зака Снайдера появляются послы от Ксеркса, произносящие слова: «Наш повелитель требует от вас земли и воды», хотя на самом деле это происходило раньше, ещё при отце Ксеркса Дарии I. Весело смотреть и на внешний вид спартанцев: в любую погоду, даже зимой, они ходят в набедренных повязках, плащах и сандалиях. Также режиссер умудрился при показе рабовладельческой Спарты не показать ни одного раба, а в уста царя Леонида вложить слова о свободе. Или ещё прикол: Леонид перед финальной схваткой отправляет раненого воина домой, дабы он рассказал на родине о подвиге спартанцев, хотя для воина уйти с поля боя — это самое позорное на свете и по прибытии в Спарту его ждали бесчестье и обструкция со стороны всех граждан. Но самое интересное происходит во время битвы. Я всё думал: «Ну хорошо, решили сотворить свой миф о подвиге царя Леонида и его воинов, но как это будет реализовано на практике, наверное, будут придуманы какие-то хитроумные мульки?». Ничего подобного. Битва выглядит примерно так: никакой стены, перегораживающей ущелье, триста воинов (кстати, по-моему, визуально их было значительно меньше — зачем набирать столько статистов, если на переднем плане всегда с десяток основных персонажей?) перекрывают его, ощетинившись копьями и закрывшись щитами, набегают толпы персов и начинается великое толкание, в ходе которого греки врагов переталкивают, выгоняют из ущелья и там начинают по одному (бой показан как сплошные микросхватки) уничтожать. Где при этом находятся несметные персидские полчища, непонятно, потому что даже если представить, что спартанцы вдруг вытеснили персов из ущелья, то они открыли проход, и пока одни арабы умирают под мечами супербизонов из Спарты, другие могли спокойно себе так пойти дальше. Однако подобные нестыковки мало волнуют режиссёра, ибо такая лажа продолжается весь фильм. С особой радостью и весельем я смотрел, как жалкая горстка греков невероятным образом оттесняет слонов, неуклюже сверзающихся в пропасть. Товарищ Снайдер, ну надо же меру знать, посмотрел бы, что ли, для общего развития «Александра» Оливера Стоуна, где он очень хорошо показал, что значит сражаться со слонами. В общем, при просмотре «300 спартанцев» надо вообще забыть хотя бы о минимальном правдоподобии, тем более сам Фрэнк Миллер заявлял, что при создании своих комиксов он руководствовался не историческим фактом, а его мифологической сущностью, а Зак Снайдер вообще заявил: «Мы снимаем анти-«Трою». И если с автором комиксов всё понятно (такой миф о героизме грех пропустить), то с режиссёром сплошные непонятки. Что значит анти-«Троя»? Ну нет звёзд первой величины. А что ещё? «Троя», при всём её скудоумии, хотя бы отличалась оригинальностью: Вольфганг Петерсен вынес за скобки волшебную сущность троянского мифа, выдав якобы историческую реальность. А что делает Зак Снайдер? Рассказывает внешне эффектную сказочку. Но ведь «Троя» тоже визуально привлекательна!
А вот если подойти к «300 спартанцам» с точки зрения экранизации комикса, то с этим у автора «Рассвета мертвецов» (самый известный фильм из небогатой фильмографии Зака Снайдера) полный порядок. Он практически повторил подвиг Роберта Родригеса, который в «Городе греха» сделал фактически полный перенос комикса на экран, здесь мы наблюдаем ту же стилизацию кино под комикс, отчего с первого до последнего кадра «300 спартанцев» выглядит безупречной подвижной картинкой, подвергнувшейся тотальной эффектизации — боюсь ошибиться, но, по-моему, в фильме нет ни одного живого кадра, а актеры играли сплошь на фоне зелёных экранов (природу уже научились заменять, когда же дело дойдёт до актёров?). Вообще, главная установка режиссёра — это красивость. Отсюда и основной приём — замедление, дабы зритель мог рассмотреть эффектный кадр во всех подробностях. Можно посоветовать режиссёру снимать в будущем ещё и с нескольких камер, чтобы зритель мог видеть кадр глазами всех участников событий, с разных ракурсов. Конечно, стоить отметить отличный кастинг: почти все спартанцы — как на подбор богатыри и красавцы, а исполнитель главной роли Джерард Батлер (до этого его самой известной ролью был Призрак оперы из одноименного фильма) находится просто в фантастической физической форме (хочется верить, что это всё его, родное, а не накладки и визуальные эффекты). Так что смотреть фильм — чистое удовольствие. Правда, первые минут двадцать. Потом его откровенная безмозглость начинает просто напрягать. Эффектная картинка — это хорошо, но где хотя бы пара извилин? Воины рычат, крошат врага в капусту, царь Леонид всё время орёт «Спартанцы! Умрем за свободу, но не отступим!» и так полтора часа. С учётом, что всем известна концовка, смотреть это становится ещё и скучно.
А ещё просто убивают постоянные заимствования. Явно не давал покоя Заку Снайдеру «Властелин колец», отчего противостояние греков и персов перерастает чуть ли не в противостояние сил Добра и Зла (люди — стройные и красивые, а персы — прямо орки какие-то, у них даже что-то наподобие пещерного тролля на цепях имеется и гигантский носорог-монстр). Да и Дэвид Венхэм, сыгравший в фильме Питера Джексона Фарамира, добавляет сходства. Двор Ксеркса отсылает нас к «Калигуле» Тинто Брасса (правда, без шокирующих подробностей), куча стрел, закрывающих небо и летящих в главного героя, — просто прямая кража из «Героя» с Джетом Ли, а мутант с клешнями-лезвиями вместо рук прямиком пришёл из «Сайлент Хилл». После показа очередного монстра уже не удивительным было бы появление какого-нибудь ручного Кинг-Конга или управляемого дракона (была же клонирована сцена с назгулом, когда он, ещё на лошади, поднимает её на дыбы, почему бы не ввести дракона?), но, слава богу, до полного маразма Зак Снайдер свою картину не довёл.
В фильме немало забавных эпизодов. Например, в самом начале зритель может лицезреть настоящую «Камасутру» в исполнении Джерарда Батлера и Лины Хиди. Красиво, чувственно, но к чему? Или услышать после не одной кровавой схватки такой пассаж (история рассказывается от лица выжившего спартанца Дилиоса): «Капитан стал другим, он одичал, он жаждал крови». Прямо юмор какой-то! Ну а самая интересная фраза, похоже, открывающая истинную сущность фильма Зака Снайдера, звучит в самом конце, когда Дилиос, направляя войска на персов, кричит: «Спасём мир от тирании!». Персия-Иран в массовом самосознании созвучна Ираку, отчего всё сразу становится на свои места: американцы в очередной раз художественными средствами пытаются насадить демократию на Ближнем Востоке. А ежели кто не согласен, так «Спасём мир от тирании!».
Фильм Зака Снайдера «300 спартанцев» — это стопроцентный комикс, при посещении которого надо отключить мыслительные процессы и устроить пир глазам. Если вам это удастся, то получите удовольствие, в противном случае, как это произошло со мной, будете смеяться полфильма, а потом заскучаете. И да: ограничьте доступ к фильму детям, ибо в нём присутствует в немереном количество так любимая Голливудом эстетизация насилия.
Любите хорошее кино!