главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Призрачный мир

 
       
Автор: Александр Иванов, 18 мая 2007 г.
       

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Как и обещал, рассказываю и о другом фильме производства Испании, идущем сейчас в волгоградских кинотеатрах. Это новая работа Милоша Формана «Призраки Гойи» (Goya's Ghosts), вроде как рассказывающая о знаменитом испанском живописце XVIII-XIX веков Франсиско Гойя, чьё полное имя звучит как Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Говорю «вроде», так как узнать из фильма о Гойе что-то о самом художнике будет весьма проблематично.

Милош Форман, которому в этом году исполнилось 75 лет, молчал долгих 7 лет, что прошли со времени его предыдущего фильма — отличного во всех отношениях «Человека на Луне» с Джимом Кэрри («Человек» был снят в 1999 году, а «Призраки Гойи» — в 2006 году). В принципе, долгие паузы для творчества Формана характерны (например, между картинами «Народ против Лари Флинта» и «Вальмон» прошли те же 7 лет), а предвкушение новой работы Мастера обычно всегда воздавались сторицей. Однако на этот раз случился сбой, характерный, наверное, для возраста режиссёра. Нет, сказать, что Форман снял откровенно плохое кино, у меня язык не повернётся, но в свете всех предыдущих работ Маэстро, многие из которых отмечались на самых престижных кинофестивалях и были настоящими событиями в мире кино, «Призраки Гойи» просто удручают.

Натали Портман Представьте себе, что маститому режиссёру удалось снять фильм о Гойе, где фактически нет самого Гойи. Художник постоянно присутствует в кадре, но это не более чем ходячая кукла — такой обыденный человек, который почему-то рисует весьма необычные вещи. И ладно бы Форман хотел показать историю, где бы Гойя был всего лишь одним из персонажей, но даже само начало фильма настраивает именно на исследование внутреннего мира знаменитого художника, чьи работы визуально знает любой школьник: титры идут на фоне сумрачных картин и офортов Гойи, на которых изображены страсти и страдания человеческие. Вкупе с названием «Призраки Гойи» настраиваешься на погружение в мир Гойи. Ничего подобного не происходит. Перед нами предстаёт вполне довольный собой человечек (забавная роль Стеллана Скарсгарда), придворный живописец, зарабатывающий хорошие деньги на рисовании портретов сильных мира сего. Мало того что Скарсгард даже внешне не похож на Гойю, так созданный им образ просто изумляет. Тут нет клубка противоречий, мятущейся души, Призраки Гойи с одинаковой улыбочкой он рисует портреты на заказ и создаёт офорты, где показывает нелицеприятную изнанку человеческой жизни. Ну да, куда уж проще создавать такие работы, как «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»: встал себе по утру, схватился за орудие труда и давай что-то там рисовать в предвкушении вкусного обеда. У меня мелькнуло подозрение, что Милош Форман пытался показать внутренний мир Гойи через мир внешний, который живописец пропускал через себя и отображал в своих работах. Но ведь и внешний мир у режиссёра получился всего лишь стилизованной картинкой, мало имеющей отношения к тому ужасу, что изображал Гойя. Вот нам показывают, как инквизиторы рассматривают офорты с искажёнными телами и всяческими свинцовыми мерзостями нашей жизни, но кроме офортов никакого подтверждения этого в фильме нет. Испания у Формана прекрасна, просто цветёт и пахнет, Гойя доволен собой и окружающими. Лишь пару-тройку раз за весь фильм режиссёр вроде как подпускает такой сдобренной голливудским сиропом натуралистичности, что совершенно не меняет положения дел. Поэтому, если вы действительно хотите что-то узнать о Франсиско Гойе, то лучше прочитайте книгу Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания».

Призраки Гойи Также картина повествует ещё о двух персонажах, к которым в конце присоединяется третий: брате Лоренцо, Инес и её дочери Алисии. Брат Лоренцо в исполнении чуть ли не главной звезды Испании Хавьера Бардема — это настоящая песня. Здоровенный мужик изображает монаха-инквизитора, вкрадчиво несущего всякую околорелигиозную чепуху. Конечно, монах поддастся дьявольскому искусу в лице прекрасной еретички (Натали Портман), которую обвинят в ереси только за то, что она отказалась в таверне есть свинину. А в середине фильма герой Хавьера Бардема и вовсе вывернется эдаким перевёртышем, отчего точно станет комическим персонажем. С братом Лоренцо связан, пожалуй, самый интересный эпизод фильма: когда монах утверждает, что показания, данные под пытками, являются законными, папаша невинно арестованной девушки подвергает брата Лоренцо таким же точно пыткам, отчего он даёт показания, что он обезьяна и ублюдок.

Ещё больше досталось Натали Портман, которой пришлось играть по сути три роли, одна другой чудеснее. Сначала она изображала такую невинную овечку — хлопала глазками и мило улыбалась, потом она изобразила, во что превратилась невинная овечка после 15 лет застенков инквизиции — Милошу Форману почему-то захотелось особенно изуродовать красивое лицо актрисы, отчего она полфильма ходит с перекошенным ртом и, шамкая, произносит слова. А потом Натали пришлось ещё и свою дочку сыграть — отчаянную проститутку Алисию. За искусственными метаморфозами актрисы смотреть, конечно, любопытно, однако когда становится чересчур трагедии, начинается настоящая комедия. И все три главных героя — Гойя, брат Лоренцо и триединая Портман — это герои комедии.

Фильм Милоша Формана Фильм «Призраки Гойи» удивительно пестрит невероятным для работы мастера неточностями и допущениями: визуальными (мало того что в застенках у обнажённой Натали Портман просматриваются незагорелые от купальника места, так ещё и 25-летняя актриса изображает пятнадцатилетнюю девочку), фактическими (Гойя оглох примерно в то же время, когда был казнён Людовик XVI, а по фильму это происходит лет через десять после казни французского монарха), логическими (брат Лоренцо один раз под страхом смерти меняет убеждения, а второй раз почему-то нет), смысловыми (героиню Натали Портман приговаривают за ересь к смерти, но про казнь режиссёр вдруг «забывает») и т.п. Для работы большого мастера такое количество ошибок — просто критично. Это ставит его фильм в один ряд с потоком голливудских исторических поделок, чем, впрочем, «Призраки Гойя» и являются.

Стеллан Скарсгард Пару слов о других актёрах. Испания, судя по всему, такая маленькая страна, что одни и те же артисты снимаются в одних и тех же фильмах, выходящих на широкий экран. Снова, как и в фильм «Капитан Алатристе», мы можем увидеть Бланку Портильо, которая на этот раз, слава богу, играет женщин, и брата Хавьера Бардема Карлоса. Зато просто поразил внешним сходством с королём Испании Карлом IV с картины Франсиско Гойя Рэнди Куэйд — браво ответственным за кастинг.

Фильм Милоша Формана «Призраки Гойи» — такая добротно сделанная, но ничем не отличающая от других подобных картин костюмная мелодрама, страдающая всеми недостатками продукции с лейблом «Сделано в Голливуде», только снятая в Испании. Что называется, на любителя. Рядом с прошлыми картинами Форман даже рядом не стояла. Увы.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация