Фильм Габриэля Муччино — это история, основанная на реальных событиях жизни некоего Криса Гарднера, прошедшего все классические этапы становления Золушки Принцессой. Камера выхватывает нашего героя в момент примерно сорокалетия, когда он находится в полнейшем кризисе, и не отпускает его ни на минуту, давая возможность Уиллу Смиту раскрыться как серьёзному драматическому актёру.
Вот и ещё одна картина про неудачника, ставшего победителем, вышла на экраны. Только если в случае с «Реальными кабанами» мы имели дело с чистой воды комедией, то фильм Габриэля Муччино «В погоне за счастьем» (The Pursuit of Happyness) — это социальная драма, показывающая всем ребятам пример: если много трудиться, то можно стать брокером.
Уилл Смит, который исполнил фактически единственную в фильме главную роль, уже пытался сниматься в серьёзном кино. Например, поклонники талантов этого актёра могли попытаться посмотреть картину «Али». Не знаю, кому как, но, на мой взгляд, комичные и суперменистые роли удаются Уиллу куда как лучше. Однако Смит, что естественно для известного актёра, упорно хочет доказать, что он может играть не только безупречных героев, спасающих Землю или разводящих девушек. Можно сказать, что «В погоне за счастьем» — это похвальная попытка стать чем-то большим, которую, тем не менее, нельзя признать особо удачной.
Фильм Габриэля Муччино — это история, основанная на реальных событиях жизни некоего Криса Гарднера, прошедшего все классические этапы становления Золушки Принцессой. Камера выхватывает нашего героя в момент примерно сорокалетия, когда он находится в полнейшем кризисе, и не отпускает его ни на минуту, давая возможность Уиллу Смиту раскрыться как серьёзному драматическому актёру. У Криса всё плохо: он таскается по мегаполису в попытках продать хоть один медицинский аппарат непонятного назначения (выглядит это как переносной холодильник), у него куча долгов, а жена-прачка (Тенди Ньютон, из которой попытались сделать замученную жизнью замарашку — слава богу, получилось не до конца) содержит семью (у них сын пяти лет) и высказывает резонные претензии мужу. Однако это «всё плохо» с каждым днём становится всё хуже и хуже, накатываясь снежным комом неприятностей на главного героя: машину забирают, жена уходит, заработанные деньги подчистую удерживает государство за неуплату налогов и всё в таком духе. Кажется, что сюжет «В погоне за счастьем» постепенно приходит к тому, что предложил Джоэль Шумахер в своём нашумевшем фильме «Падение» с Майклом Дугласом. Действительно, Крис Гарднер выходит на тропу войны, только эта тропа — шестимесячные курсы в какой-то брокерской фирме, по окончании которых можно получить работу. Можете не сомневаться, чем всё окончится.
Во всей этой истории есть один явный изъян, который сценаристы обходят с присущим им невниманием. Вопрос на засыпку: а почему взрослый сорокалетний мужик не может содержать семью? Судя по всему, он когда-то работал в медицинской фирме и аппараты, которыми он торгует, собраны его руками. Так зачем изображать из себя неудачливого коммивояжёра, когда можно найти работу по специальности — технари всегда и везде были и будут в цене? В конце концов можно найти неквалифицированную работу и пойти работать, к примеру, официантом. Но зачем объяснять зрителю такие «мелочи»? Режиссёр концентрируется на муках своего главного героя, решив свалить на него все кары небесные и показать, как терпение и труд все перетрут. Вот и убеждает нас товарищ Муччино в том, что единственный выход из создавшегося положения у Криса — это пойти учиться на брокера. Ну правильно, а что тут думать? Надо забыть все свои навыки и умения и пойти в самый неподходящий момент учиться без зарплаты в течение полугода, вследствие чего шляться с сыном по ночлежкам и вокзалам, так как платить за жильё нечем. Достойный пример для подражания. Вот сдаётся мне, что в реальной истории Криса Гарднера всё было не совсем так. Ну да ладно, Голливуд и не ставит обычно во главу угла воссоздание реальных событий, а старается максимально выпятить характерные черты прототипов своих фильмов.
В такой истории, когда всё изначально понятно (будет всё плохо, очень плохо, чтобы потом стать хорошо, очень хорошо), на первый план выходит игра актёров. Ставка, как я уже говорил, делается «В погоне за счастьем» на Уилла Смита. И зря. Нет, конечно, Уилл старается изо всех сил: со страданием и вечным смирением на лице он бегает по съёмочной площадке, пытаясь доказывать, что он может держать зрительское внимание на протяжении двух часов экранного времени. Для придания ему более замученного вида Смиту подседили волосы и надели страшноватые очки. Только вот через полчаса начинаешь уставать от мелькания актёра на экране, ибо никакой многогранности его игра не предполагает: примерно одно и то же выражение лица на все случаи жизни, ни одного нервного срыва (просто биоробот какой-то) и упорное иллюстрирование, как нужно шагать к американской мечте и стать из лузера виннером. А уж детали борьбы Криса с жизнью и вовсе расстраивают: несмотря на все проблемы, главный герой всегда чист, выбрит, успевает заботиться о сыне, продавать аппараты, чинить их при отсутствии света и учиться, учиться, учиться. Прямо сказочка про Золушку. Вот только чернокожий Золушок живёт в реальной жизни, а не в волшебной истории, отчего авторам фильма надо было бы хотя бы иногда вспомнить, что люди, мотаясь по улицам большого города, имеют обыкновение пачкаться, потеть и т.п. С учётом не самых сильных драматических талантов Уилла Смита все эти огрехи сценария вылезают и торчат самым неприятным образом.
Про остальных артистов даже и сказать нечего: это люди-функции, включая и героиню Тенди Ньютон. Разве что можно отметить юного Джейдена Смита, который отлично сыграл сына Криса Гарднера. Хотя насколько юный артист играл, остаётся неизвестным, ибо в реальности он является сыном Уилла Смита. Может, тогда стоило и на роль жены Криса Гарднера позвать жену Уилла Смита Джаду Пинкетт Смит? Получился бы такой семейный подряд.
Фильм Габриэля Муччино «В погоне за счастьем» — такое нудноватое двухчасовое зрелище, стерильное и очень правильное. Если вам нравятся такие длинные простые истории с известным актёром в главной роли и хорошим предсказуемым финалом, то картина явно для вас.
Любите хорошее кино!