Иногда случаются такие фильмы, которые вроде слеплены по образу и подобию нескольких известных картин, но вот смотрятся очень даже с интересом. К такому типу как раз относится запутанный фильм немецкого режиссёра Меннана Япо «Предчувствие» (Premonition) с Сандрой Буллок в главной роли.
Фильм «Предчувствие» имеет в основе своей композиции три фильма: «Помни», «День сурка» и «Пункт назначения». От первого у него сложное построение — с разматыванием части сюжета из прошлого в прошлое (то есть за вторником идёт понедельник, потом воскресенье и т.д.), от второго — смена настоящего, прошлого и будущего через смену дня и ночи (героиня ложится спать и всё время просыпается в разное время), а от третьего — знание героини трагического факта, который должен свершиться. Смешал этот буйный коктейль Меннан Япо довольно-таки неплохо, то есть, натурально, вслед за героиней начинаешь сопоставлять факты, считать дни недели и что в какой день произошло, однако после откровенно халтурного финала начинаешь смотреть по-другому на только что увиденное. Типичная ошибка молодого режиссёра (не по возрасту — Япо уже 41 год, а по количеству фильмов — это его вторая полнометражная картина) в том, что он вырывает свою героиню из контекста. Типа, бац — и она ничего не помнит, и начинает вместе со зрителями блуждать в режиссёрских хитросплетениях. В том же «Помни» Кристофер Нолан наделил героя Гая Пирса крайней формой амнезии, когда он на ходу всё забывал. Ничего подобного в «Предчувствии» нет. Здесь забывчивость героини выглядит достаточно странно и, по большому счёту, не всё сходится по смыслу. Особенно забавно наблюдать, как героиня Сандры Буллок начинает вести записи, чтобы систематизировать происходящее и понять его суть, и они в неизменном виде попадают из прошлого в будущее. Тут впору вспомнить другой фильм с участием этой актрисы — «Дом у озера», где её героиня переписывалась из будущего с героем Киану Ривза, который находился в прошлом. Но Меннана Япо, похоже, так увлекла идея с этой чехардой во времени, что на всякие мелочи он просто не стал обращать внимания. А зачем обращать, если и так всё выдумка (весёлые ребята с — международной базы данных о кино — определили жанр «Предчувствия» в том числе и как «фэнтези»)?
К замороченному сюжету (содержание само по себе очень простое, если не сказать примитивное, но разбито вдребезги на такие кусочки, что чуть-чуть отвлёкся — и потерял нить повествования) режиссёр решил добавить атмосферы. Если некая тревожность, что витает в воздухе в связи с раздвоением героини (муж то жив, то мёртв), оправдана, то попытки воссоздать в той реальности, где муж умер, чуть ли не кафкианскую обстановку, в конце концов, оказывается ни к чему, так как это не возможная реальность, привидевшаяся воспалённому сознанию героини, а обыденная жизнь. Зачем в ней наличие демонического доктора в исполнении отличного актёра Питера Стормара, который вдруг прибывает, чтобы резко забрать героиню в свою садистскую клинику, непонятно. Особенно с учётом того, что этот момент так и остаётся глюком, никак не связанным с повествованием. В фильме вообще есть некий перекос в странность происходящего: и, если со стороны героини это вполне логично (ну ни фига ж себе, жить по очереди две жизни), то вот поведение других героев, будто бы копирующих поведение героев какого-нибудь «Процесса» Кафки, вызывает изумление и не имеет никакого объяснения. А вот захотелось так режиссёру сгустить краски, он и сгустил.
Актёрские работы в фильме не на самом высоком уровне. Сандра Буллок, конечно, хороша (во всех смыслах): ей всегда удавались замурзанные жизнью героини, которые даже в самых плохих условиях сохраняют внешнюю привлекательность, но вот остальные… Особенно выделяется своей деревянностью партнёр Буллок — Джулиан МакМэхон, играющий мужа её героини. Многочисленные съёмки в сериалах наложили на актёра неизгладимый отпечаток, отчего его игра просто не имеет полутонов. Об остальных даже сказать особо нечего — такие стандартные роли второго плана. Тем не менее, уровень Сандры Буллок так высок, что она тащит на себе всю картину и делает это мастерски — смотреть интересно, несмотря на запутанность и явные ляпы.
Но больше всего разочаровывает финал. Стоило так долго воду мутить, чтобы так бездарно показать ключевой эпизод. Такое впечатление, что зрителя просто держат за идиота: у героини есть не один час, чтобы дозвониться до мужа и предотвратить трагедию, а она звонит ему на сотовый всего один раз. Тут иногда, когда близкий человек нужен срочно, позвонишь ему раза два-три, а то и больше, а тут вопрос жизни и смерти — и один звонок. Уж лучше бы Меннан Япо удержался и не стал так однозначно трактовать события, тем самым дав зрителю додумать, какое же ответвление возможной реальности станет для героини настоящим. К тому же, режиссёр зачем-то ввернул рассуждение католического священника о вере. Это-то к чему? Слова-то, может, и правильные. Но нужные ли в данном контексте? Судя по концовке, фильм-то Япо снимал про обретение любви.
Из забавных эпизодов можно отметить тот, где режиссёр подразнил зрителей мужского пола в сцене купания Сандры Буллок под душем. Вот нам показывают лицо актрисы, на которую льются струи воды, камера постепенно отъезжает и когда почти доходит до груди, Сандра поворачивается спиной, после чего камера продолжает отъезжать, после чего идёт резкая монтажная склейка, и дальше нам показывают, как героиня занимается домашними делами. К чему сцена-то была? Её можно было точно без ущерба для смысла убрать.
Фильм Меннана Япо «Предчувствие» пожиже «Помни», печальнее «Дня сурка», но вполне интересен. Если вы любите разбираться в накрученном-наверченном сюжете, в основе которого простая история, фильм вам явно понравится. Опять-таки, Сандра Буллок в кадре присутствует в ассортименте.
Любите хорошее кино!