Подзадержалась третья часть фильма-комикса «Человек-паук» (Spider-Man-3): график «По серии каждые два года» не выдержан, так как предыдущая вышла на экраны аж в 2004 году. Так не долго пальму первенства «Гарри Поттеру» уступить, создатели которого примерно за тот же срок уже успели настрогать пять частей (пятая выходит в этом году). Хотя, если сериал будет деградировать с такой силой, то анонсированное на 2009 год продолжение под номером 4 можно ожидать с содроганием.
Судя по всему, продюсерам сериала «Человек-паук» не хватило ума поступить так, как было сделано в случае с тем же «Гарри Поттером» и «Людьми Х», где режиссёров фильмов соответственно Криса Коламбуса и Брайна Сингера сменили другие коллеги по цеху. «Человека-паука-3» опять снял Сэм Рэйми. Не факт, что его смена дала бы положительный результат (на примере «Людей Х-3» Бретта Ратнера это хорошо видно), но могло случиться и как с «Гарри Поттером и узником Азкабана», получившимся у Альфонса Куарона пока самой удачной серией поттерианы. На примере Сэма Рэйми, решившего, что он также крут, как и Питер Джексон, снявший все три части «Властелина колец», хорошо видна творческая деградация: начинавший четверть века назад с трэша реального (он снял классику жанра «Зловещие мертвецы») режиссёр за эти годы пришёл к трэшу блокбастерному, причём умудрился продемонстрировать свою творческую импотенцию даже в этих весьма широких рамках экранизации всемирно известного комикса, где можно наснимать чего угодно, главное, чтобы смотрелось с интересом.
Третья часть «Человека-паука» получилась не только тупой (это почти норма для фильма-комикса, хотя Брайан Сингер «Людьми Х-2» доказал обратное), но и скучной и затянутой. Что требуется от экранного комикса? Лихо закрученный сюжет и побольше спецэффектов. Так вот экшна в третьей части «Челпука» от силы наберётся полчаса. Ещё минут десять занимают шутки. Итого примерно 40 минут. Остальное — это жутко прописанное развитие отношений между Питером Паркером и Мэри-Джейн плюс какая-то левая история про чувака, который когда-то убил дядю Паркера. А фильм длится 140 минут, то есть за вычетом тех занимательных сорока минут авторы предлагают 100 минут откровенно зелёной мути, что для блокбастера просто смертельно. И повинен в этом Сэм Рэйми и его старший брат Айван, которые ещё и сценарий написали сами, хотя фильм поставлен по комиксам Стэна Ли, значащегося в продюсерах и писавшего сценарии к первым двум частям.
Сэм Рэйми подрубает идею комикса о супергероях на корню: мало того что Человек-паук является в его фильме довольно нудным типом, так он ещё и смешон, что является просто нонсенсом. В принципе издеваться над образом Челпука Рэйми начал ещё в прошлой серии, но тогда своей мрачной серьёзностью перетягивал одеяло на себя Альфред Молина, сыгравший доктора Осьминога.
У третьего фильма достаточно удачное начало: титры идут на фоне паутины с осколками зеркала, на которых отражаются ключевые моменты предыдущих частей. Но вот потом… Потом нам предлагают затянутую сказочку, в которой Питер Паркер учится в университете, где является первым учеником, и долго и упорно готовится сделать предложение Мэри-Джэйн, которая долго и упорно пытается стать певицей на Бродвее (её почему-то называют актрисой театра), а после неудачи начинает ревновать своего бойфренда к его славе и однокурсницам. Глядя на тридцатилетнего Тоби Магуайра, изображающего двадцатилетнего юношу, начинаешь заражаться скепсисом — такими темпами к сорокалетию актёра его герой наконец-то закончит вуз, а к пятидесятилетию решится сделать подруге предложение. Магуайр, на мой взгляд, вообще слабое звено «Человека-паука». Вспомним Кристофера Рива, персонаж которого, Супермен, в обычной жизни являлся простым клерком, но тем не менее выглядел весьма достойно. В случае же с Магуайром мы имеем дело с изначально достаточно потешной внешностью, утрированной стараниями Сэма Рэйми донельзя: один дурацкий мотоциклетный шлем и убогий мопед чего стоят. Потешности добавило и время, нещадное к людям: у Тоби появился заметный второй подбородок, который оператор почему-то даже не попытался скрыть. В памяти сразу всплывает ещё одни супергерой с двойным подбородком — слепой персонаж Бена Эффлек в «Сорви-голове». Ну ладно бы жалким был Питер Паркер, приобретающий мужественность при надевании личины Челпука, так и в этой ипостаси он смешон: одна из самых уморительных сцен представлена в конце, когда Человека-паука основательно повозили физиономией по твёрдым предметам, отчего его маска порвалась и миру явилось нечто клоунское. Супергерой-клоун — это что-то с чем-то!
Но если Тоби Магуайр хотя бы смешон, то Кирстен Данст в фильме просто никакая. Авторы загнали бедняжку в такие условия, где ей даже не было места для манёвра: её персонаж Мэри-Джейн пытается петь на бродвейской сцене, а когда её оттуда с треском выпирают, то она идёт работать в джаз-клуб официанткой-певицей. Что это за зверь такой, не смогли придумать даже сами братаны Рейми: подносы Мэри-Джейн разносит, а петь не поёт. За Данст и Магуайра как-то особенно обидно, ибо неплохие актёры распыляют свои таланты на откровенную чепуху.
А вот кому повезло, так это красавчику Джеймсу Франко, спевшему наконец-то свою сольную песнь Гоблина-младшего (летающая сёрфинг-доска, бомбы-тыквы и прочая амуниция прилагаются) и распрощавшемуся со своим героем, павшим на поле брани геройской смертью.
Появились в фильме и новые злодеи — как же без них. Аж две штуки. Причём оба такие стра-а-анные. Первый злодей вроде как и не злодей вовсе — случайно убивший дядю Питера Паркера мужик с внешностью Терминатора (Томас Черч) также случайно подвергается нечеловеческим опытам сумасшедших учёных (кучка маньяков в белых халатах несёт псевдонаучную ахинею и запускает в действие адскую машинку), отчего становится Человеком-песком и сражается с Челпуком по причине крайнего скудоумия, коего лишь в конце хватает на то, чтобы понять: Человек-паук хороший, забижать сего мужчинку не надо.
Второй злодей появляется ближе к финальным титрам — весельчак Сэм Рейми сконцентрировался на развитии отношений (кстати, не продвинувшимися ни на йоту) между Паркером и Мэри-Джейн, «подзабыв» об инопланетной дряни, упавшей в начале фильма с неба. Нет, эта чёрная субстанция, конечно, появляется время от времени, даже вступает в контакт с Челпуком, однако злодей формируется только минут за двадцать до финала.
Вообще, по некоторым моментам у меня родилось сильное подозрение, что Сэм Рейми пытался снимать натуральную комедию. Судите сами: образ Человека-паука крайне комичен, в фильме постоянно истошно верещат героини, имеется в наличии даже гигантская тупая крашеная блондинка (эта роль неожиданно досталась Брайс Даллас Ховард), есть даже заимствованный эпизод из «Маски» (в кафешке временно видоизменившийся Питер Паркер устраивает эго-шоу а-ля Джим Кэрри), все законы логики и физики нарушены (особенно комично выглядят терминаторские черты героев: Человеку-пауку теперь не страшны раны даже без суперкостюма, а Гоблин-младший, или Новый Гоблин, как он значится в титрах, выживает даже после прямого попадания тыквобомбы) и т.п. Вот только не смешно всё это по большей части. И это не проблемы моего личного восприятия: я сидел в зале, окружённый несколькими десятками детей и подростков, которым тоже было скучно следить за нудной историей, редко перемежающейся вставными номерами со спецэффектами, а после окончания фильма мальчик лет десяти и вовсе громко вынес вердикт: «Какое дурацкое кино!». А ведь дети и подростки — это целевая аудитория «Человека-паука».
К чему нет особых претензий, так это к спецэффектам — миллионы баксов потрачены не зря. Особенно впечатляют метаморфозы, которые происходят с Человеком-песком. Правда, техника пока так и не дошла до того уровня, когда нарисованные персонажи смотрелись бы натуралистично на сто процентов — летающий по Нью-Йорку Челпук хоть и выглядит эффектно, но заметно, что это не человек. Зато пока можно не беспокоиться актёрам, чьи услуги будут востребованы.
В фильме опять мелькает «папа» Человека-паука Стэн Ли: в совершенно не нужном эпизоде к Питеру Паркеру на Таймс-сквер подходит старичок и выдаёт какую-то высокопарную фразу.
Фильм Сэма Рейми «Человек-паук-3» — затянутая мелодрама посредственного качества, оживляемая эффектными сценами с экшном и редкими удачными шутками. Могу лишь посоветовать не тратить ваши деньги на этот откровенно неудачный образчик сериальной голливудской продукции.
Любите хорошее кино!