И он вышел на ринг, и тряхнул своими мощными ручонками в боксёрских перчатках, дабы все поняли, что перед ними сам Ваня Жуков, Буратино нашего времени, рождённый на радость людям, великий воин по прозвищу Неваляшка. Прошу любить и жаловать новую уморительную комедию Романа Качанова «Неваляшка».
Роман Качанов завоевал всенародную любовь, сняв невероятно смешной «ДМБ» и умеренно смешной «Даун-Хаус». Как говорится, бог любит троицу, и теперь к этим двум замечательным комедиям добавилась ещё одна — «Неваляшка», отчего режиссёр может уже претендовать на лавры одного из ведущих российских комедиографов современности.
«Неваляшка» — это потрясающе смешная сказочка про боксёра, который, как в анекдоте про ёжика, был самым сильным, но лёгким. Смешно в фильме становится с первых кадров, и удержать смех невозможно почти до конца, где режиссёр слегка изменил жанру, зачем-то добавив драматизма. В основу «Неваляшки», судя по всему, легло желание создателей заглумить по-чёрному фильмы про боксёров, которые готовятся-готовятся, а потом как дадут сопернику в глаз — и наступает счастье. Основных объектов стебатни было несколько: наш «Бой с тенью» и забугорные «Рокки», «Большой куш» и слегка «Криминальное чтиво». Собственно, из «Боя с тенью», пафосного русского варианта «Рокки», в «Неваляшку» пришли несколько артистов: главного героя практически уже с народным именем Ваня Жуков сыграл замечательный Павел Деревянко, игравший в «Бое с тенью» друга Артёма Колчина, а также Ноэль Андерсон, чернокожий чемпион Украины по боксу. Роль наставника главного героя досталась не Андрею Панину, а Сергею Маковецкому. Однако и без Панина не обошлось — в «Неваляшке» снялся Алексей Панин. И вот эта развесёлая троица с небольшой помощью других артистов разыграла комедию, за просмотром которой можно живот надорвать от смеха.
Фильм имеет структуру боксёрского поединка: историю рассказывает комментатор (достойное выступление Ивана Урганта), а каждая смысловая часть — это раунд (номер раунда показывают шикарные девушки в купальниках). Как только на экране появляется Павел Деревянко, уже становится смешно. Его комедийный дар уже могла оценить страна в фильме Павла Лунгина «Дело о мёртвых душах», где он потрясающе сыграл Хлестакова. В «Неваляшке» артист блещет комизмом такой силы, что любой Петросян отдыхает. Представьте себе маленького жилистого человека (Павел в отличной физической форме), который буквально летает по рингу, ибо выступает в супертяжёлом весе, отчего от удара какого-нибудь Никитушки Ломова он отлетает к канатам и начинает летать между ними. А Неваляшкой его зовут потому, что он падает и встаёт, падает и встаёт и так бесконечное число раз. Как только просекаешь фишку с Павлом Деревянко, тут же появляется новый персонаж — тренер Семёныч в исполнении ещё одного замечательного артиста Сергея Маковецкого. Градус комизма достигает почти максимума — Семёныч рассказывает о своём великом боксёрском прошлом (тут схожий стёб с «Жмурками» Балабанова, ибо представить себе интеллигентного Маковецкого боксёром невозможно в принципе), носит петушок в любую погоду и начинает тренировать Неваляшку, отпуская по ходу перлы типа «Детям нужен полноценный северный олень». И когда кажется, что смешнее уже быть не может, картину мира от Романа Качанова дополняет последний штрих — герой Алексея Панина, который играет безумного поэта, читающего стихи про бокс боксёрам (что-то типа «Бокс — это секс между крутыми мужиками») и ими же регулярно побиваемый.
Также, как и в «Бое с тенью», главный герой хочет сразиться с чемпионом мира, только здесь всё приобретает комические черты: лёгкий Неваляшка будет биться с супертяжем из США, отчего фильм становится настоящей сказкой — такой Иванушка-дурачок против страшного и большого негра по имени Рэйбрэдберри (да-да, именно одним словом) и прозвищу Пила, демонически скалящего зубы и знающего лишь слово fuck и его производные. Для достижения цели пойдут в дело и свинцовые плавки при взвешивании, и обсуждение с соперником и с не хорошим менеджером условий, когда Неваляшка должен лечь, и тренировки, которые Рокки даже и не снились (скатывание бесконечного числа снеговиков). Вот только когда подходит время боя, сказываются сценарные минусы. Если изначально понятно, что при создании образа Неваляшки авторы фильма явно ориентировались на крутого цыгана из «Большого куша» Гая Ричи (помните, как худенький Брэд Питт валил с ног гигантов одним ударом), то во время боксёрского поединка уши английской картины вылезли со страшной силой, отчего комедия плавно превратилась в пародию: Роман Качанов буквально покадрово застебал ключевую сцену из «Большого куша». Возникает резонный вопрос: а зачем? Ну так всё хорошо шло: глум над клише фильмов о боксёрах, отличная актёрская игра, просто запредельная комедия, и тут на тебе — вторсырьё. Нельзя было, что ли, придумать что-то своё? Прям один в один ситуация со «Жмурками», где тоже торчали уши «Криминального чтива». А если добавить, что в самой концовке Качанов вообще ударился в драматизм, то, можно сказать, финал получился слегка смазанным, что не умаляет достоинств картины, где история рассказано весело, с блеском и может быть растащена на цитаты, как после «ДМБ». Например, «Иди туда, долби в стену, шахтёр» или «Тренер сказал, боксёр сделал». Или стих «Вместо головы у боксёра не жопа». Кстати, о ненормативной лексике. Её в фильме практически нет, зато в том моменте, где звучит «нехорошее» слово, получается эффект неожиданности, так как всем известный глагол вложен в уста обладающей ангельской внешностью подруги Неваляшки Тани (дебютная роль в большом кино выпускницы ГИТИСа Елены Николаевой, очень похожей на Елену Панову, сыгравшую подругу Артёма Колчина в «Бое с тенью»).
В «Неваляшке» присутствует невероятное количество гэгов (например, дабы главный герой не покалечил спарринг-партнёра, ему приматывают руки к телу скотчем), пародий (к примеру, Ваня Жуков играет в боксёрскую компьютерную игру Nevalyashka), есть отличная вставная мини-история про Добрыню Улетаева — медведеподобного мужчину, пришедшего в Москву с Севера аки Михайло Ломоносов. В общем, скучать не придётся.
Фильма Павла Качанова «Неваляшка» — комедия, какой она должна быть: смешная, с отличным, не скабрёзным юмором, без перегибания палки и всякой «аншлаговости». Поклонникам «ДМБ» и «Даун-хауса» смотреть в обязательном порядке.
Любите хорошее кино!