Нет, всё-таки наши переводчики молодцы: придумать название фильму такое, чтобы оно влияло на понимание смысла кино, — это круто. Именно так поступили с фильмом «Flightplan», что можно перевести как «План полёта», который в российском прокате получил название «Иллюзия полёта».
Летать самолётами страшно. С каждым голливудским фильмом всё страшнее и страшнее. Вот я никогда не летал и, наверное, уже точно не полечу, потому как страшно. То же самое с глубиной. Никогда её не боялся, но после просмотра многих частей «Челюстей» испугался даже на Волге. То ли ещё будет! Но это всё лирика. Теперь физика.
А физика у нас такова. «Иллюзия полёта» — это очередной маразм про случай в воздухе, который заканчивается финальной схваткой плохого и хорошего. Присутствует даже обязательная пироманская составляющая — в конце вас ждёт большой бада-бум.
И вот что странно. Совсем недавно на экраны вышла поделка от Уэса Крейвена «Ночной рейс», где злодею противостояла симпатичная женщина. В «Иллюзии полёта» та же ботва: Джоди Фостер приходится обезвредить злого похитителя детей. И вот здесь главный сюрприз фильма. В титрах значится Шон Бин. «Ага, — говорит просвещённый зритель, — опять этот британец будет скалиться и изображать мировое злодейство». А вот фига нам всем. Шон Бин здесь играет вполне себе положительного старшего пилота самолёта, который в конце даже извиняется перед героиней Джоди Фостер за недостаточную чуткость затвердевшего при изображении нехороших парней сердца. Смотрится хороший Шон Бин, надо сказать, непривычно. Со всем остальным полная безнадёга.
С первых кадров режиссёр Роберт Швентке навязывает зрителю невменяемое состояние героини Джоди Фостер: у неё погиб муж, а она продолжает его видеть и даже разговаривать с ним. Поэтому когда в самолёте пропадает её дочка, то все должны сразу усомниться в действительности пропажи. На самом деле опытные бойцы с голливудской продукцией не верят ни единому режиссёрскому слову, зная, что девочка была, её спрятали на самолёте — и с маленькой надеждой ждут ну хоть чуть-чуть достоверного объяснения происходящего. В голове даже появляются «сложные» мысли (ведь название, название) об иллюзорности полёта и большом приходе у героини, которая обожралась колёс, и теперь её глючит. Вырисовывались даже некие контуры четвёртой «Матрицы», однако Роберт наш Швентке на корню пресёк подобные нехорошие толкования и выдал такой бред, что хоть плачь. Итак, девочка есть (ха, кто бы сомневался), героиню не глючит, на самолёте действует пара злодеев, которая хочет сымитировать захват самолёта, получить 50 миллионов баксов (а чё так мало — надо было просить 55) и всю вину свалить на Джоди Фостер. Ну ладно, допустим. А знаете, как всё это было осуществлено? Без тех же колёс такую ересь просто невозможно придумать. На самолёт надо пронести взрывчатку. Что для этого сделать? А вот гробы не досматриваются. Значит, находим мадамку с мужем, скидываем этого мужа с крыши (а что он там делал? Я вот на крыше своего дома ни разу не был), мадамка мужа пакует в гроб и везёт его из Германии в Америку (ребята просто экстрасенсы — они ж мысли героини Джоди Фостер прочитали: «Если мой муж умрёт, то я его обязательно отвезу в Америку»). А предварительно подкупаем директора морга, который не только нам позволит нашпиговать гроб взрывчаткой, но ещё и подтвердит во время полёта, что дочка героини погибла вместе с папой (а что, некоторые выгуливают детей по улицам, а некоторые по крышам). Вы представляете себе такого директора морга, который готов пойти на подобные злодеяния, особенно если учесть, что гарантий хорошего заработка у него никакого — ведь деньги на счёт злодеев были переведены во время полёта? В общем, бред да и только.
Ясное дело, что Джоди Фостер всё постигнет, с козлами разберётся и всех спасёт, получив традиционную порцию аплодисментов и извиняющихся взглядов. Отличное снотворное.
В фильме, помимо доброкачественности персонажа Шона Бина, цепляет Джоди Фостер. Но не размером своего гонорара (если не ошибаюсь, он составил 20 миллионов баксов), а внешним видом — актриса ужасно постарела, что не скрывает даже грим. Понятно, что возраст, 42 года как никак (кстати, на днях, 19 ноября Джоди исполняется 43 года), но как-то печально.
А ещё веселит шумиха, которую поднял вокруг фильм профсоюз бортовых работников (или как там он называется): видите ли, стюардессы и стюарды в фильме выглядят очень нелюбезно, что бросает тень на эту почётную профессию. А по-моему, выглядят они по-человечески, хорошо иллюстрируя единственную здравую мысль режиссёра во всём фильме — люди ничего не замечают вокруг (такая ж мысль украшала фильм «Соучастник»). А этих бы профсоюзных деятелей в любой салон волгоградского троллейбуса, где наша замученная жизнью и пассажирами кондукторша произвела бы на них такое неизгладимое впечатление, после которого бортпроводники из фильма Швентке покажутся сущими детишками.
Диагноз фильма: скучноватый, затянутый и банальный.
Любите хорошее кино!