Сразу оговорюсь: несмотря на то, что жанр фильма определён как «радикальная эротическая драма», это не соответствует действительности — иначе тогда все фильмы, где присутствует лёгкая имитация секса и насилия, нужно определять таким же образом. Тем не менее, детям младшего и среднего школьного возраста на «Сексуальной зависимости» делать нечего — кино очень серьёзное.
Не знаю, что там получится с полным метром у Родриго Бельотта (до этого он снимал только короткометражки), но дебют ему удался. «Сексуальная зависимость» — это пять полиэкранных новелл, тесно переплетённых друг с другом и имеющих неожиданный и трагический финал. Полиэкранность фильма заключается в том, что экран всё время разделён на две части, отчего разворачивающееся действие предстаёт перед нами с разных точек зрения одновременно, например, мы можем видеть, как изнутри машины на проходящую девушку смотрят пассажир и водитель, а проходящая девушка смотрит на них. Подобный приём уже использовался в кинематографе (вспомним хотя бы «Добермана» Яна Кунена) и требует очень тщательной работы, дабы не превратить фильм в путаницу кадров. Родриго Бельотт делает свою работу мастерски — так быстро привыкаешь к двум экранам, что очень быстро просто перестаёшь их замечать. Единственное, что мешает полноценно воспринимать «Сексуальную зависимость», так это наличие титров — три объекта восприятия на одном экране это слишком, отчего могут ускользать некоторые детали фильма. Но оставим этот минус на совести российских прокатчиков, не удосужившихся озвучить требующую дубляжа картину.
Режиссёр Родриго Бельотт — большой хитрец. Первые три новеллы его фильма — нарочито простенькие, вызывающие даже недоумение, за что же «Сексуальную зависимость» отметили призами на кинофестивале в Локарно. Это история про юную девушку из трущоб боливийской столицы Санта-Круса, которая теряет невинность, плавно перетекающая в новеллу о лишении девственности юного колумбийца, которая также плавно перетекает в историю крутого и богатого мачо и его красавицы подруги. Единственное, что при этом отмечаешь, это структуру нарастания: сначала нам показывают низы общества в Боливии, затем его средний класс, а затем высшее общество, причём тот самый мачо боливийского разлива по прибытии в университет в США оказывается потерянным иностранцем, плохо знающим язык и оттого в момент становящимся неприкаянным изгоем. А вот дальше у Бельотта начинаются чудеса — это целая интеллектуальная игра, которую режиссёр ведёт устами чернокожей девушки, рассказывающей о своём взрослении. Апофеозом, как я уже говорил, будет полная неожиданность, хотя, если смотреть и слушать очень внимательно, её можно предсказать. Мне это удалось лишь за пару минут до развязки. Может, у вас получится лучше?
Помимо того что Бельотт хитрец, он ещё и отличный мистификатор. Весь фильм зрителю навязчиво бьёт по глазам одёжный брэнд «Rigo BoSD»: это и здоровенный щит с рекламой, и модный показ, а уж бельё все герои носят только от «Rigo BoSD». В какой-то момент на экране даже мелькает адрес брэнда в Интернете, отчего уже даже не сомневаешься в его настоящем существовании. На самом деле марка «Rigo BoSD» — это чистая выдумка, под которую режиссёр даже создал в Интернете сайт. Псевдо-продакт-плэйсмент так понравился некоторым коммерсантам, что они даже всерьёз подумывали о деловом сотрудничестве с «Rigo BoSD». Отличная ирония по поводу брэндомании, царящей в мире уже многие десятилетия.
Что касается визуального ряда, то «Сексуальная зависимость» может напомнить как «Суку-любовь» Алехандро Инарриту или «И твою маму тоже» Альфонсо Куарона, так и «Слона» Ганса Ван Сента — кинематографичность у Бельотта сведена к минимуму, отчего кажется, что смотришь полудокументальную ленту с неповторимым южноамериканским оттенком. И это неудивительно, ведь в боливийской картине снялись актёры-непрофессионалы, прожившие, а не сыгравшие в кадре.
Картина Родриго Бельотта «Сексуальная зависимость» не даст вам ответов, отчего всё происходит так, а не иначе, почему человеком двигают сексуальные инстинкты, режиссёр выступает скорее как наблюдатель, могущий показать явления в их неприкрытом виде. Выводы каждый сделает сам.
Любите хорошее кино!