Как всё-таки приятно после «мега-хита» «9 рота», а тем паче слабенького «Последнего уик-энда» вновь увидеть хорошее российское кино. Вдвойне удивительно, если такое кино снимает сын большого режиссёра современности (чудовищные примеры Бондарчука-мл. и Кончаловского-мл. самые яркие). Алексей Герман, сын Алексея Германа, снял изумительную картину «Гарпастум», которая вышла в российский прокат просто преступным количеством копий - всего семью («Роты», «Дозоры» и «Гамбиты» выходят числом копий, зашкаливающим за 400). И это почти чудо, что и волгоградцы смогли увидеть новый фильм Германа-младшего.
Нельзя сказать, что «Гарпастум» - это абсолютный шедевр, однако в моей личной системе координат он очень близко подобрался к лучшим образцам мирового кино. Главная претензия, которая может быть предъявлена Алексею Герману-младшему, – это то, что его фильм очень похож работу отца, Алексея Германа-старшего. Действительно, когда смотришь «Гарпастум», все время преследует чувство, будто видишь некий вариант фильма «Мой друг Иван Лапшин» - то же внимание к подробностям, за которыми растворяется сюжет, тот же смазанный звуковой ряд, когда из сказанного героями процентов тридцать не расслышишь, и тому подобное. Но кто бы был против, если мощный талант отца полностью перешёл и на сына? Кто будет против, если Алексей Герман-младший будет снимать кино на уровне Алексея Германа-старшего? Думается, никто. А «Гарпастум» - кино безусловно мощное, производящее одинаковое впечатление буквально на всех зрителей – после фильма они выходят из зала тихими и задумчивыми. Именно так и воздействует настоящее искусство.
Теперь конкретнее о самом фильме. Гарпастум, как сообщают авторы, это античная игра, чем-то напоминающая футбол. Не знаю, чем там занимались в Спарте, но родоначальникам футбола англичанам такая идея вряд ли понравится. Но не в этом дело. Сценарий фильма частично основан на воспоминаниях нашего легендарного футболиста Николая Старостина, главные герои даже в знак уважения перед братьями Старостиными носят такие же имена – Андрей и Николай. Футбол в «Гарпастуме» – это сюжетообразующая основа. Главные герои, юноши из интеллигентной семьи, просто бредят футболом, мечтая построить свой стадион. Но на дворе 1914 год – со всеми вытекающими из него трагическими последствиями. Однако мальчики «живут, под собою не чуя страны», не замечая тех страшных перемен, что происходили в России в те годы. Алексей Герман-младший изумительно передаёт трагедию общего через частное. В его фильме нет батальных сцен, война касается героев лишь как мимолётное сообщение об убийстве эрц-герцога Фердинада в Сараево да нелепые солдаты на улицах родного города. И тем не менее видно, как неумолимо уходит эпоха Серебряного века с его декадансом, эпоха могучей Российской империи с её диким расслоением общества, которую совсем скоро сменит эпоха империи Советов, где все будут равны, а идеология коснётся даже народного футбола.
«Гарпастум» несказанно радует глаз – будто смотришь не художественное кино, а рассматриваешь дореволюционные дагерротипы. Удивительно, как у хороших режиссёров преображаются люди, выглядящие не сегодняшними русско-советскими людьми, а словно вышедшими из начала прошлого века. Удивителен мальчик, сыгравший роль Шуста, - он вообще будто выходец из другого мира.
«Гарпастум» - кино созерцательное, отчего ждать от него быстрых сюжетных поворотов не приходится. Здесь даже бандиты делают своё кровавое дело как-то неспешно и будто нехотя – все герои словно «заражены» оторопелостью перед надвигающейся катастрофой, о которой они не догадываются, но предчувствуют. В фильме много долгих планов, половину действия улицы покрывает туман, почти всё время идет дождь – минорное настроение, так способствует размышлениям о вечном.
«Гарпастум» - это просто очень хорошее кино, которое рождает душевный отклик. Если ваша душа ещё не заснула, не пропустите этот фильм.
Любите хорошее кино!