Что за эпидемия косит хороших режиссёров, снимающих в последнее время невнятные фильмы? То ли старость, то ли хорошее питание, то ли кризис жанра, то ли неведомая болезнь – ряд предположений можно продолжить. Самым ярким примером этого творческого бессилия может служить последний фильм Терри Гилльяма «Братья Гримм» - эдакая припосованно-бессмысленная голливудская вещица, где великий режиссёр повторился по полной программе. И вот новое разочарование. На сей раз «постарался» последовательный певец безумия Дэвид Кроненберг, снявший фильм, который получил в нашем прокате название «Оправданная жестокость».
Свою неадекватность наши переводчики доказывают последовательно ещё с советских времен. Ну как можно перевести «A history of violence», как в оригинале называется новый фильм Дэвида Кроненберга, «Оправданная жестокость». Назвал автор своё кино «История насилия», будьте любезны ничего не придумывать. Правда, в данном случае переводчики хотя бы от смысла не ушли, а то вон «Flightplan» с Джоди Фостер превратился в непонятную «Иллюзию полета», отчего во время просмотра начинаешь продуцировать смыслы, которых вовсе нет. Но вернемся к «Истории насилия».
Чисто формально Дэвид Кроненберг продолжает гнуть свою линию про раздвоение сознания, которым страдают практически все герои его фильмов. В «Истории насилия» живёт себе хороший парень Том (Вигго Мортенсен) – «и больше ничего». Однако это «больше ничего» - большая фикция. В бар к Тому заходят два очень плохих парня с пушками, а Том, чудок потормозив для приличия, этих парней убивает с лёгкостью неимоверной. С этого дня жизнь Тома и его семьи меняется – оказывается, Томом он только прикидывался, имея за спиной долгое и кровавое прошлое и пытаясь его забыть. Казалось бы, благодатная почва для показа шизофрении героя – Дэвид Кроненберг один из лучших мастеров в мире, кто может устроить галлюцинаторную вакханалию. Он это в очередной раз с блеском продемонстрировал в своём прошлом фильме «Паук», где Ральфа Файнса глючит с неимоверной силой всю картину. Ничего подобного в «Истории насилия» нет. Все душевные терзания героя, желающего избавиться от мерзкого и плохого Джоуи и быть хорошим и добропорядочным Томом, остаются за кадром. Никакого безумия кроме привычных для Голливуда сцен стрельбы, драк и секса. На экране по больше части непроницаемое лицо Вигго Мортенсена, который старательно изображает простачка, а в нужные моменты превращается в машину для убийства. К тому же «История насилия» имеет такой простой и банальный сюжет, что просто диву даёшься. А точно кино снял Кроненберг? Точно-точно. Можно вспомнить, как нечто подобное произошло ещё с одним певцом безумия Дэвидом Линчем, который в 1999 году вдруг ни с того ни с сего выпустил картину «Простая история», в коей поведал действительно простую историю о трёхсотмильном путешествии старика на газонокосилке. Правда, Линч быстро «выздоровел», сняв невероятный «Малхолланд драйв». Думается, и Кроненберг сможет «излечиться».
Почему же этот именитый канадский режиссёр снял именно такую «Историю насилия»? На это может дать ответ только сам мастер. Мы же можем только рассуждать и недоумевать. На мой взгляд, одна из причин – в основе фильма. Если это не шутка, которые любит разыгрывать со зрителями Кроненберг, то «История насилия» снята на основе комиксов. Это многое объясняет – какие к чёрту тонкие психологические нюансы в «графических романах», как ещё именуют комиксы? Если это действительно так, то канадец снял просто шедевр, ибо что получается из комиксов, все мы знаем. С другой стороны, зачем понадобилось Кроненбергу снимать фильм на основе комиксов? И почему он отошёл от показа своей любимой галлюцинаторной действительности? Нет ответов.
Тем не менее, элементы безумия всё-таки прорываются сквозь стерильность стандартного голливудского фильма. Дикий секс на лестнице, которому предшествует чуть ли не драка между мужем и женой, – это чистое сумасшествие, заставляющее вспомнить, фильм какого режиссёра ты смотришь. Так же «История насилия» имеет отличные шутки, которые можно уловить только при внимательном просмотре. К примеру, в начале фильма те самые плохие парни, которых скоро убьёт герой Вигго Мортенсена, выходят из убогой комнатки гостиницы и один говорит другому: «Подгони машину к офису, а я пока нас выпишу». Чувак заводит машину, трогается и проезжает… метров десять. Другой плохиш уже выходит из офиса и на вопрос, что так долго, отвечает: «Были проблемы с горничной».
На самом деле новый фильм Дэвида Кроненберга – достаточно хорош, он практически безупречно снят, в нём заняты хорошие актёры (на противостояние Вигго Мортенсена и Эда Харриса любо-дорого посмотреть), а разочарование вызывают ожидания: вот ждёшь от Кроненберга шизофрении в чистом виде, а её нет – обидно. Хотя проблема у фильма всё-таки есть: судя по всему, «История насилия» снята по принципу «айсберга», который сформулировал Хемингуэй – на поверхности лишь десять процентов, всё остальное скрыто от глаз. Такая конструкция предполагает богатое внутреннее содержание фильма, которое в свою очередь предполагает большую работу воображения зрителя. Лично я не почувствовал никакого «айсберга» внутреннего содержания, если оно и было, то режиссёру вместе с актёрами удалось его очень хорошо спрятать. Просто веришь на слово, что герой Мортенсена был раньше плохишом, никаких эмоциональных откликов замаскированная борьба героя со своими демонами не вызывает. И да: все-таки Арагорну, то бишь Вигго Мортенсену больше к лицу усы и борода.
Любите хорошее кино!